Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - 12 сентября.Евангелие от Марка. Глава 3, ст. 6 - 12
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

12 сентября.Евангелие от Марка. Глава 3, ст. 6 - 12

6. Фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его.

7. Но Иисус с учениками Своими удалился к морю; и за Ним последовало множество народа из Галилеи, Иудеи,

8. Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана. И живущие в окрестностях Тира и Сидона, услышав, что Он делал, шли к Нему в великом множестве.

9. И сказал ученикам Своим, чтобы готова была для Него лодка по причине многолюдства, дабы не теснили Его.

10. Ибо многих Он исцелил, так что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его.

11. И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий.

12. Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным.

(Мк. 3, 6-12)

 

Сегодняшний небольшой отрывок мы должны увидеть в контексте всего повествования третьей главы Евангелия от Марка, потому как действия Христа здесь определяют предшествующие события. Ранее в главе рассказывается, как Господь исцелил в субботу в синагоге сухорукого и что это действие взволновало фарисеев, они были готовы тут же схватить и убить Христа, и, как говорится в 6-м стихе разбираемого отрывка, составили совещание с иродианами о том, как погубить Его. При этом фарисеи и продиане никогда не общались: это были две противоположные религиозные партии Древнего Израиля, но их общая ненависть ко Христу, общее видение того, что Иисус, как им кажется, совершает здесь некое безумие и нарушение всех правил, а также зависть к Нему, породили этот беззаконный союз и беззаконное желание погубить Его. Уже в третьей главе Евангелия от Марка мы читаем об этом, можно представить, как разворачивается картина событий в дальнейшем.

Господь с учениками удалился к морю, и за Ним последовало множество народа. Христос не хотел «фронтального» столкновения с властями, он не хотел конфликта в синаноге и уходит из нее не из страха последствий Своего поступка, а потому что еще не наступил час Его: предстояло еще много сделать и много сказать. Его служение должно было продолжаться еще на протяжении определенного времени. Поэтому Христос уходит в другое место, к морю, и народ, видя все знамения и чудеса, совершенные Им, стекается к Нему из разных мест. Одни приходили из Галилеи, за сотни верст из Иерусалима в Иудею, чтобы увидеть Его, прикоснуться к Нему, услышать Его. Кто-то приходил из Идумеи - это древнее царство Эдома, далеко на юге, между южной границей Палестины и Аравии. Другие приходили с восточного берега Иордана, приходили даже из финикийских городов Тира и Сидона, лежавших на берегу Средиземного моря к северо-западу от Галилеи.

Евангелист Марк говорит, что толпа народа была столь огромной, что становилось даже опасно находиться на берегу: она могла захлестнуть Христа, поэтому Он сказал ученикам, чтобы на берегу держали лодку, для того чтобы войти в нее, отплыть и учить народ, который находился на берегу. Более того, Его исцеления навлекали определенного рода опасность, потому что больные уже не просто ждали, когда Он подойдет и исцелит кого-то, но, как говорится в 10-м стихе, сами бросались к Нему, чтобы коснуться Его. Наплыв людей был огромен, чему завидовали фарисеи, это зрелище приводило их в невероятную злобу: их слово не могло обратить к ним такого количества людей.

Господь сталкивается здесь еще с одной проблемой - людьми, одержимыми демонами и называвшими Его Сыном Божиим. Надо понять, что они подразумевали под этим словосочетанием. Вне всякого сомнения, они не понимали ни философского, ни богословского смысла этого понятия. Существуют рассуждения о том, знал ли и понимал ли до конца дьявол, Кто такой Христос. Иногда в доказательство приводятся слова бесноватых людей, которые назвали Иисуса Сыном Божиим. Мы должны понимать, что они не отдавали себе отчета в произносимых словах.

В Древнем мире титул «сын Божий» не был необычным, известно, что египетские фараоны считались сыновьями египетского бога Ра. Начиная с Октавиана Августа многие римские императоры величались «сыновьями Божиими». В Ветхом Завете словосочетание «сын Божий» употребляется в четырех значениях. Во-первых, сынами Божиими называются ангелы: в Книге Иова, в 1-й главе, 6-м стихе говорится о дне, когда сыны Божии пришли предстать пред Господом. Второе значение словосочетания «сыны Божии» - это народ Израилев: «Бог вызвал сына Своего из Египта», «Так говорит Господь: «Израиль есть сын Мой, первенец Мой». Третье значение - «царь народа Израиля - сын Божий». В более поздних книгах, написанных в эпоху между Ветхим и Новым Заветом, под сыном Божиим разумеется хороший человек, который добр к сиротам, исполняет обещания, о нем говорится: «ты будешь как сын Всевышнего, Он возлюбит тебя более, нежели мать твоя». Во всех случаях словом «сын» подчеркивается особая связь и особая близость к Богу, поэтому мы не должны выстраивать рассуждений о том, что дьявол знал, Кто такой Христос, и понимал до конца все, что совершается. Это вовсе не так.

Почему Господь так настаивает, чтобы те, кого Он исцеляет, из кого прогоняет злого духа, не свидетельствовали и не говорили о том, что Он совершил над ними? Ответ достаточно прост. Не нужно думать, что если что-то сокрыть, эта истина еще более явится, если сказать человеку, что это тайна, оно распространится в еще большей степени. Господь не преследует цели, чтобы рассказать об этом, напротив, Он говорит, чтобы не свидетельствовали об этом: Его представления о мессианском служении были совершенного другими, нежели те, что были у народа. Для людей, как мы не раз говорили, Мессия был победоносный Царь, они ждали, когда Он явится с могучим войском и изгонит римскую власть, римлян, приведет иудеев к власти над всем миром. Поэтому, если бы распространились слухи о Мессии, неизбежно начались мятежи и восстания, особенно в Галилее, где народ всегда был готов следовать за любым национальным вождем (это нам известно из истории Израиля).

Христос хотел подготовить народ к правильному пониманию мессианства, потому что по мысли Христа это служение любви и милосердия. Если бы эти люди свидетельствовали о Мессии в своих неправильных категориях и представлениях, все это закончилось бы огромной неприятностью и привело к бессмысленному кровопролитию. Люди должны были вначале узнать, кто такой Мессия, а потом уже свидетельствовать о Нем.

Священник Даниил Рябинин

 
Нравится