13 сентября. Евангелие от Марка. Глава 3, ст. 13 - 19
3. Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему.
14. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь,
15. и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов;
16. поставил Симона, нарекши ему имя Петр,
17. Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы»,
18. Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита
19. и Иуду Искариотского, который и предал Его.
(Мк. 3, 13-19)
Этот небольшой отрывок Евангелия от Марка рассказывает нам о призвании двенадцати апостолов. Казалось бы, он не несет каких-то глубоких истин, Господь собирает ближайших учеников, тех, кто будет теперь с Ним всегда, кого Он пошлет на проповедь и кому делегирует власть и силу, ту мощь, с которой они обратятся к миру, проповедуя о приближении Царства Небесного. Вспомним, как впоследствии Господь будет напутствовать посылаемых на проповедь 70 учеников: «Больных исцеляйте, бесноватых избавляйте от недуга беснования и проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное». Евангелист Марк, несколько перефразируя эти слова, говорит, что Христос дал им «власть исцелять от болезней и изгонять бесов».
Итак, приближение Царствия Небесного знаменуется исцелением от болезней, то есть наступает оно, когда человек избавляется от страданий. Это понятно, ведь грех, проникая в человеческую природу, отдаляет человека от Бога, становится той несокрушимой преградой, которая отделяет его от Бога. Но в мир приходит Господь, и через Него нам открываются двери Царствия Небесного, путь на небо, и путь этот лежит в преодолении греха, а значит и в преодолении страданий. Неслучайно Христос уделяет много внимания исцелению физических немощей и болезней, некоторые из которых могут быть связаны с совершением того или иного греха, но мы не всегда можем найти в этом прямую связь.
Стоит задуматься о том, что христианская вера открывается и переживается внутри группы людей. Христианин - это человек, который пребывает в Церкви. В Церкви не в смысле архитектурного сооружения или молельной комнаты, а в Церкви как собрании людей, общества, установленного Богом, в центре которого находится Господь Иисус Христос. Поэтому если мы называем себя христианами, это означает, что мы должны находиться в Церкви, в обществе людей, собранных во имя Божие, объединенных заповедями и законом Божиим. Внутри этого общества царит и находится любовь Божия. Вот, кто такой христианин и что такое Церковь.
Господь собирает двенадцать учеников - это малое стадо, малое собрание. Здесь есть некое противопоставление фарисейскому пониманию отношений с Богом: Господь хочет спасения каждого и собирает людей вместе. Фарисеи же понимали свое общение с Богом как нечто индивидуальное, поэтому они отталкивали от себя собратьев, были одиночками, хотя и находились в некоей группе. Само слово «фарисей» переводится как «избранный, выделенный». Напротив, весь смысл христианского спасения и труда над самим собой понимается как нечто общее, взаимосвязанное и целое, поэтому Господь устанавливает Церковь и дает нам задачу жить друг с другом. Наша жизнь определяется любовью, мы помним слова Христа: «Так узнают, что вы Мои ученики, потому что имеете любовь между собой».
Первохристиане, которых собирает вокруг Себя Господь, были совершенно разные, и смысл Церкви Христовой состоит в том, что она собирает внутри себя совершенно разных, подчас даже противоположных людей. С одной стороны, здесь присутствуют рыбаки - простые, безграмотные люди, отнюдь не риторы и не достигшие высот социального положения. С другой, мы находим здесь одного из бывших мытарей и Симона Кананита, так его называет евангелист Марк, но правильнее его имя названо в Евангелии от Луки - Симона Зилота, то есть жесткого националиста. Мы уже не раз подчеркивали, что во Христе стираются эти различия и грани. Господь собирает в Своей Церкви всех, и двери Царства Небесного открыты всем, неслучайно апостол Павел говорит, что во Христе нет ни эллина, ни иудея, ни женского пола, ни мужеского - все равны и всё едино. Вот в чем принцип Церкви Христовой. Мы также не раз говорили, что если Симон Зилот и Матфей встретились где-то в другом месте, всё бы закончилось очень печально для одного из них. Мытарь по определению был предатель и изгой, а любой националист это прекрасно понимал и был готов очень жестко расправиться с ним, потому что все ждали освобождения Древнего Израиля от римского владычества.
В учениках мы видим определенное связующее звено и то, что сейчас является для нас неким примером. Во-первых, они остались верными Христу и их сердце было движимо любовью к своему Учителю. С другой, они не страшились опасностей, ведь Господь не раз говорил, что их ждет впереди. Но ученики следуют за Ним, и это означает, что каждый человек, встающий на христианский путь, должен взглянуть на путь первых апостолов. Это путь, с одной стороны, тягости и несения своего креста, но одновременно с этим путь славы и величия в Царствии Небесном. Господь всех призывает к этому, для всех нас открыты двери Царствия Небесного, но последуем ли мы путем апостолов или соблазнимся о Нем, как говорит евангелист Марк об Иуде Искариотском, ставшем предателем, всё теперь зависит от нас и всё в наших силах.
Священник Даниил Рябинин