15 сентября. Евангелие от Марка. Глава 3, ст. 28 - 35
28. Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили;
29. но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению.
30. Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух.
31. И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его.
32. Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя.
33. И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои?
34. И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои;
35. ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь.
(Мк. 3, 28-35)
Многим из нас известны слова этого небольшого евангельского отрывка о прощении и непрощении грехов. Все мы знаем, что Господь милосерден и готов простить всякому человеку любой грех, какой бы он ни был: страшный и менее страшный, маленький или большой. Все грехи по сути смертны: ведут нас к смерти, но есть один грех, не просто как человеческий проступок, но как человеческое состояние, которое не может быть прощено вовек. Что это означает? Господь говорит, что хула на Духа Святого не простится человеку вовек. Эти слова Христос произносит после того, как книжники заявляют Ему, что Он совершает исцеления и изгнание бесов силой веельзевула. Сам Евангелист Марк в 30-м стихе подчеркивает это: «…потому что говорили: в Нем нечистый дух».
Что же такое хула на Духа Святого? В чем эта хула проявляется и почему она так страшна, что даже Бог не может простить этого человеку? Фарисеи смотрели на воплощенную любовь Божию, но видели в ней воплощение дьявольской силы. Как смешалось все в их сознании, перевернулось с ног на голову: белое стало черным и наоборот; они смотрят на Христа и говорят, что в нем бес. Это край безумия, который только можно предположить. И вот это внутреннее противление Божественной любви есть безумство и хула на Духа Святого. Но мы должны понять, что здесь Господь употребляет словосочетание «Святой Дух» в иудейском смысле, где Святому Духу отводились две важнейших функции: во-первых, Он открывал людям истину Божию и, во-вторых, давал им способность распознать и узнать эту истину, когда они с ней сталкивались. Исходя из такого представления, нам станет более понятен этот евангельский отрывок.
Святой Дух давал людям способность узнать истину Божию, когда она входит в их жизнь. Но если человек отказывается развивать данные ему Богом способности, это означает, что он их теряет: если человек всю жизнь живет в темноте, то его глаза уже не могут воспринимать яркий свет и он теряет способность вообще что-либо видеть; если человек долго не встает с постели, он теряет способность ходить; если долго не занимается каким-то делом, теряет свои отточенные навыки, способности и таланты; если спортсмен перестает тренироваться, то в конечном счете все забывает. Так же и в духовной жизни: христианская жизнь - это всегда путь, динамика, то, что никогда не останавливается на месте. Неслучайно Господь говорит: «Встань и ходи. Возьми постель твою и иди. Возьми крест свой и следуй за Мной». Христос ждет от нас действий: если мы остаемся пассивными, значит, погибаем, оказываемся бесполезными здесь, на земле, и бесполезными для Царства Небесного. В этом состоит принцип христианской и духовной жизни человека: быть полезным и постоянно находиться в движении, в динамике, развиваться, приобретать для себя что-то новое.
Иудеи также считали, что Святой Дух давал людям способность узнать истину Божию, но сами они от этой истины оградились, не захотели ее принимать. Если мы прочитаем любое святоотеческое толкование, хула на Духа Святого - это противление истине, человек даже может догадываться и понимать, что то, чему он противится, верно, но он принципиально не принимает этого. Такая фарисейская твердолобость и узколобость. Господь здесь обличает фарисеев за их грех противления истине.
Почему этот грех непростителен? Потому что прощение может получить только тот, кто раскаивается. Когда человек видит прекрасное во Христе, когда он ненавидит свою греховность, даже если он весь еще находится в грязи, грехах и позоре, он все же может получить прощение, если сознает это и кается. Но если человек принципиально противится этому, если в его сердце нет раскаяния, которое означает изменение, желание измениться, то Бог не может насильно затащить его в Царство Небесное. Отсюда и получается грех против Святого Духа: когда мы не хотим раскаяться и попросить прощения перед Богом, не хотим измениться, не видим истину и противимся ей.
«И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его». Слушающие Христа сказали, что Его зовут родные, но Он, оглядев всех, сказал: «Вот Мои братья и сестры», то есть те, кто будут исполнять волю Божию, будут Мне и брат, и сестра, и матерь. Здесь нам открывается жизненный принцип, истина христианской жизни, что подлинное родство - это общность переживаний, интересов. Поэтому все мы, христиане, друг другу являемся братьями и сестрами, и отец для нас - Отец наш Небесный. И все мы рады, когда наша община и наша Церковь пополняется новыми братьями и сестрами, они становятся нам близкими и родными, и оказывается, могут быть нам намного ближе, чем наши кровные родственники (как говорится в Священном Писании: «Враги человеку домашние его»).
Храни вас Господь!
Священник: Даниил Рябинин