Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - 3 октября.Евангелие от Луки. Глава 3, ст. 19 - 22.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

3 октября.Евангелие от Луки. Глава 3, ст. 19 - 22.

19. Ирод же четвертовластник, обличаемый от него за Иродиаду, жену брата своего, и за все, что сделал Ирод худого,

20. прибавил ко всему прочему и то, что заключил Иоанна в темницу.

21. Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо,

22. и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!

(Лк. 3, 19–22)

 

Прежде чем перейти к повествованию о начале общественного служения Иисуса Христа, евангелист Лука заключает свою речь словами о судьбе Иоанна Крестителя. Ирод Антипа управлял Галилеей и Переей. Будучи женат, он вступил в сожительство с Иродиадой, женой своего брата Филиппа еще при жизни брата. Это воспрещалось законом, а потому Иоанн упрекал Ирода в совершении явного беззакония.

Понятно, что Иродиада смотрела на Иоанна как на своего врага и хотела избавиться от него. Но так как сама она не имела власти казнить ненавистного ей пророка, то всячески старалась влиять на Ирода, не раз упрашивая его убить Иоанна. Вероятно, Ирод по временам поддавался этому влиянию, соглашаясь исполнить желание Иродиады, но, как только собирался приступить к осуществлению ее замысла, невольно останавливался.

Борис Ильич Гладков пишет: «Народ почитал Иоанна за пророка, и потому его убийство могло вызвать народное волнение, чего особенно боялся Ирод; кроме того, при всей своей нравственной распущенности Ирод понимал, что Иоанн не простой человек, что он по праведности своей должен считаться святым, и потому боялся его самого… Уважая Иоанна за его святость, пользуясь его советами, с удовольствием беседуя с ним […], слабохарактерный Ирод после долгой борьбы со злобой Иродиады уступил; но не решаясь, однако, убить Иоанна, ограничился заключением его в темницу, в крепости Махероне, расположенной на восток от Мертвого моря».

Так как Иисус Христос был не только Богом, но и Человеком, то Своим примером Он должен был показать другим, как надо относиться к Божьим повелениям. Вот почему Иисус как Человек, ранее исполнив все заповеди Господни, начинает Свое служение исполнением последней ветхозаветной заповеди, возвещенной Богом через Иоанна, и крестится.

Евангелист Лука так повествует о крещении Спасителя: Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк. 3, 21–22).

Блаженный Феофилакт поясняет: «”Дух Святый нисшел” на Иисуса, чтобы мы познали из сего, что и на нас, когда крещаемся, приходит Дух. Ибо Господь не имел нужды в Духе, но все творит ради нас и Сам бывает первенцем во всем, что мы имели принять впоследствии, чтобы быть первородным во многих братиях. “Как голубь” , чтобы мы научились, что нам нужно быть кроткими и чистыми. И как при Ное голубь изображал успокоение гнева Божия, так и здесь Дух Святый, потопив грех, примирил нас с Богом».

Необходимо также указать, что евангелист Лука подмечает здесь, как и при описании нескольких других ключевых событий, что в момент важного откровения Спаситель молится.Крещение было началом служения Иисуса в качестве Мессии и, следовательно, важнейшим в Его жизни событием, и, конечно, Дух и глас Божий поддерживают Спасителя, даруя Ему силу, в которой Он нуждается для начала Своего подвига.

Фраза: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк. 3, 22) состоит из двух цитат. Слова Ты Сын Мой Возлюбленный являются отрывком из Псалтири и всегда воспринимались как описание Царя Мессии: возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя (Пс. 2, 7). В небесном гласе: в Тебе Мое благоволение эхом отдаются слова пророка Исаии о том, что Мессия будет послан людям как Слуга, Который перенесет страдания и смерть за Свой народ и весь мир: Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд (Ис. 42,1).

Отсюда становится очевидным, что в момент Своего крещения Господь еще раз осознал, что, во-первых, Он Мессия, помазанный Богом Царь, и что, во-вторых, впереди Его ожидают страдания и крест.

Архиепископ Аверкий (Таушев) замечает: «Голос Бога Отца: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! был указанием Иоанну […] на Божественное достоинство Крещаемого, как Сына Божия, в собственном смысле, Единородного, на Котором вечно пребывает благоволение Бога Отца, и, вместе с тем, как бы ответом Отца Небесного Своему Божественному Сыну на Его молитву о благословении на великий подвиг служения для спасения человечества».

Таким образом, глас небесный является чудесным подтверждением того, что Христу уготовано предназначение, в котором сочетаются и царское достоинство, и смирение, и страдания избранного служителя Божьего. Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, напоминают нам и о Таинстве нашего собственного крещения, через которое мы призваны к праведной жизни во Христе. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 
Нравится