7 октября.Евангелие от Луки. Глава 4, ст. 22 - 30.
22. И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?
23. Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме.
24. И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве.
25. Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле,
26. и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую;
27. много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина.
28. Услышав это, все в синагоге исполнились ярости
29. и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его;
30. но Он, пройдя посреди них, удалился.
(Лк. 4, 22–30)
События, о которых повествует сегодняшнее евангельское чтение, дорогие братья и сестры, происходят в Назарете, где Иисус Христос прожил б о льшую часть Своей жизни. Прочитав отрывок из Книги пророка Исаии в субботний день в синагоге, Христос садится, чтобы рассуждать над текстом. Именно этим словам рассуждения, «словам благодати», как указывает евангелист Лука, и «дивились» присутствовавшие в синагоге люди. Но в какой-то момент слушавшие иудеи исполнились ярости. Произошло это после слов Христа: никакой пророк не принимается в своем отечестве (Лк. 4, 24) и тех пояснений, в которых Спаситель похвально отозвался о язычниках.
Александр Павлович Лопухин поясняет: «Сказав, что неприятие пророков их согражданами – общеизвестный факт, Христос теперь, чтобы объяснить Свое, бросившееся в глаза Его согражданам, некоторое предпочтение чужого города – Капернаума, указывает на то, что и в Ветхом Завете пророки иногда совершали чудеса не для своих сограждан, а для чужих людей, даже для язычников».
Господь приводит два примера: во-первых, посещение пророком Илией вдовы в Сарепте Сидонской. Эта женщина, доверившись словам пророка, отдала ему последнюю часть муки и масла, приготовив пресный хлеб, и за это в ее доме мука в кадке не истощалась, и масло в кувшине не убывало (3 Цар. 17, 16). Также по молитвам Илии Господь воскресил и сына вдовы, явив Свою милость.
Во-вторых, исцеление от проказы пророком Елисеем Неемана Сириянина. Одна служанка, пленная израильтянка, жившая в доме Неемана, страдавшего проказой и искавшего средства к излечению, однажды сказала его жене: «Если бы господин мой побывал у пророка, который в Самарии, то тот снял бы с него проказу его». Слова эти были переданы Нееману, который и отправился к пророку. Вельможа прибыл на конях и на колеснице своей остановился у входа в дом Елисея. Пророк выслал сказать ему: «Поди омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист».
Такое отношение пророка к вельможе Сирийскому и такой, по-видимому, пустой совет показались Нееману обидными, он разгневался и сказал: «Разве реки Дамасские не лучше всех вод Израильских? Разве бы я не мог омыться в них и очиститься»? Но слуги его подошли к нему и сказали: «Ежели бы пророк велел тебе сделать что-либо трудное, неужели бы ты не сделал? А он тебе сказал только: омойся и очистишься». По совету благоразумных слуг Нееман отправился на Иордан, окунулся в него семь раз, и тело его сделалось совершенно чистым.
Эти истории из Священного Писания были знакомы иудеям, но все же они были настолько убеждены в своей неповторимости, что, услышав это, все в синагоге исполнились ярости(Лк. 4, 28), потому как Спаситель поставил их, горделивых иудеев, ниже язычников.
Блаженный Феофилакт пишет: «Знай, что отечество пророков – синагога иудейская, у которой они в бесчестии. Ею пророки не приняты, а мы, чужеродные, приняли их. Ибо вдовица, то есть церковь из язычников, приняла Илию, то есть пророческое слово, когда в Иудее был голод духовный, то есть голод слышания слова Божия».
Для каждого из нас, дорогие братья и сестры, Господь сегодня на примере Своих земляков из Назарета показывает, как гордость изгоняет истину. Всякий человек, имеющий в своем сознании семя гордыни, никогда не сможет в полной мере прислушаться к мнению и рассуждению другого человека, так как ко всякому его слову будет относиться с пренебрежением. Мы же с вами призваны к смирению, не возносящему ни нас, ни какое-либо общество над другими людьми, дабы всегда слышать пророческие слова Божии и получать через послушание великие Божественные дары благодати. Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)