Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - 12 октября. Евангелие от Луки. Глава 5, ст. 33 - 39.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

12 октября. Евангелие от Луки. Глава 5, ст. 33 - 39.

33. Они же сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют?

34. Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених?

35. Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.

36. При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой.

37. И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут;

38. но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое.

39. И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше.

(Лк. 5, 33–39)

 

Пост являлся одним из столпов религиозной жизни иудеев. А потому книжники и фарисеи, приводя в пример учеников Иоанна Крестителя, спросили Христа: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют? (Лк. 5, 33).

Отвечая на поставленный вопрос, Христос привел известные образы иудейской свадьбы. Правило раввинов гласило: «Все присутствующие на брачном пире освобождаются от соблюдения всех тех религиозных правил, которые уменьшают радость и веселье». И, следовательно, гости брачного пира были освобождены от всякого поста. Поэтому, сравнивая Себя с женихом, а Своих учеников – с ближайшими друзьями жениха, Спаситель замечает:можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? (Лк. 5, 34).

Блаженный Феофилакт пишет, что Своими словами Христос как бы говорит: «[…] ныне Я, Жених, нахожусь с ними, и потому они должны радоваться, а не поститься; но, когда Я буду взят из сей жизни, тогда, подвергаясь напастям, они будут и поститься, и скорбеть». Таким образом, Спаситель возвращает посту его изначальный, духовный смысл. Когда рядом Господь, радость от встречи и общения с Ним заставляет забыть обо всем. Но когда закончится пребывание Христа с учениками, для них наступит время поста.

Желая показать, что Он не налагает бремени поста на учеников, еще не укрепившихся в вере, Христос приводит следующий пример: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой (Лк. 5, 36). Новая ткань садится после стирки, и, значит, заплата из нее еще больше тянет и, следовательно, совсем разрывает старую ткань.

Евфимий Зигабен замечает, что этим примером Спаситель желает сказать: «[…] Я, желая исцелить слабость учеников, не возлагаю теперь на них суровости и тяжести поста, чтобы они еще более не ослабели, не будучи в силах нести возложенное; но снисхожу к немощи их, пока они не возобновятся Духом Божиим».

Приводя другой пример, Христос говорит: никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое (Лк. 5, 37–38). В древности люди хранили вино в шкурах, а не в бутылках. Мех представлял собой вместилище для вина – мешок, изготовляемый из цельной кожи ягненка, барана или вола. Когда молодое вино наливали в мехи, оно все еще бродило и газы давили на стенки шкуры. Новые мехи были эластичны и под давлением растягивались без всякого вреда. Старые же со временем грубели и теряли свою гибкость, и, если в них наливали новое, еще не перебродившее вино, они не растягивались и могли разорваться.

Святитель Иоанн Златоуст поясняет: «Говоря о настоящем, Христос вместе предвещает и будущее, – именно то, что ученики Его впоследствии обновятся; но доколе этого не будет, дотоле не должно возлагать на них никаких строгих и тяжких заповедей. Кто прежде надлежащего времени, говорит Христос, предлагает людям высокое учение, тот и в свое время уже не найдет их способными следовать ему. Это зависит не от вина и не от мехов, в которые оно вливается, но от неблаговременной поспешности вливающих». Этими словами Спаситель также наставляет Своих учеников, дабы они обращались с великой кротостью с теми уверовавшими во Христа людьми, которых позже они примут в число уже своих учеников.

Господь научает нас, дорогие братья и сестры, тому, что вся жизнь христианина основывается на личных отношениях с Ним. Ведь только от живого присутствия Жениха зависит, будут ли поститься «сыны чертога брачного», потому как именно в Нем мы и живем. Разумеется, без внешнего не может быть внутреннего, но лишь наша любовь ко Спасителю определяет меру внешних подвигов и способность радоваться истинной радостью. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 
Нравится