13 октября.Евангелие от Луки. Глава 6, ст. 12 - 19.
12. В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу.
13. Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами:
14. Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея,
15. Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом,
16. Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.
17. И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,
18. которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.
19. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.
(Лк. 6, 12–19)
Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, повествуют о призвании Иисусом Христом двенадцати апостолов. Само слово «апостол» является греческим и переводится как «посланник» или «посол», то есть человек, представляющий свою страну в другом государстве.
Прошло более года с тех пор, как Христос стал проповедовать новое учение. За это время Он, несомненно, высказал перед Своими слушателями все, что надлежало им знать лично о Нем, и подтвердил сказанное особыми знамениями, дабы они могли уверовать в Него и принять слово Его за безусловную истину. Но все это надлежало знать не одним только иудеям. Именно поэтому Господь избирает двенадцать человек на особое служение среди множества людей, которые следовали за Ним и были слушателями Его проповеди и свидетелями Его чудес.
Само избрание апостолов, как всякое важное дело в земном служении Господа нашего Иисуса Христа, происходит после Его молитвы. Блаженный Феофилакт замечает: «Господь все творит в наше научение, чтобы и мы также делали, как Он. Вот, например, Он намерен молиться. Он восходит на гору. Ибо молиться должно, успокоившись от дел и не пред лицом многих».
Именно эти двенадцать человек, избранные Спасителем после Его молитвенного обращения к Богу Отцу, должны были стать ближайшими учениками Христа, чтобы в дальнейшем проповедовать Евангелие и устраивать Церковь.
Само же число двенадцать не является случайным: оно совпадает с числом двенадцати израильских колен. Ко времени проповеди Христа из двенадцати родов израильских сохранились только роды Иуды, Вениамина и половина от Левия. Остальные девять с половиной родов со времени завоевания Северного царства (722 г. до Р.Х.) считались исчезнувшими. Евреи верили, что Бог приведет эти растворившиеся среди других народов колена на родину и восстановит народ Божий. Избрание же Христом двенадцати апостолов недвусмысленно свидетельствует, что это долгожданное время наступает. Но Господь вместо того, чтобы восстанавливать прежний Ветхий Израиль, создает Израиль Новый — Церковь. Для этого Он избирает двенадцать родоначальников Нового Божьего народа, то есть апостолов, и посылает их в мир.
Борис Ильич Гладков пишет: «Сын Божий сошел с небес для спасения всех людей; слово Его должно было быть проповедано всем народам земли, а для этого необходимы были проповедники, которые усвоили бы все учение Его и, с верой в Него как Сына Божия, пронесли бы это учение по всему миру. Надо было выбрать таких проповедников, научить их и послать на проповедь, да и самих проповедников сделать достойными возлагаемого на них поручения [...]. И Господь решил избрать таких проповедников и подготовить их к предстоящему им трудному делу».
Имена же этих учеников таковы:
Симон, которому Господь нарек имя Петр;
Андрей – брат Симона Петра, прозванный в предании Первозванным;
Иаков и Иоанн Зеведеевы, сыновья Зеведея и Саломии;
Филипп, уроженец Вифсаиды;
Варфоломей, имевший и второе имя – Нафанаил;
Матфей, бывший мытарь, автор Евангелия;
Фома, чье имя имеет семитский корень, который можно перевести как «делиться пополам, удваиваться». Возможно поэтому у Фомы было прозвище Близнец;
Иаков младший, сын Алфеев;
Симон Кананит или Зилот (что значит «Ревнитель»), уроженец Галилейского города Каны;
Иуда Иаковлев или Фаддей, брат апостола Иакова младшего;
И предавший Спасителя Иуда из города Кариот.
Как мы видим, дорогие братья и сестры, для продолжения проповеди Евангелия по миру Господь выбирает простых людей, наставляя их примером собственной жизни через любовь и милосердие, как и каждого из нас. Ведь и мы призваны быть благовестниками Евангелия Царства Божьего не только словами, но и примером всей своей жизни, проявляя деятельную и жертвенную любовь к Богу и ближнему. Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)