Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - 17 октября. Евангелие от Луки. Глава 6, ст. 24 - 30.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

17 октября. Евангелие от Луки. Глава 6, ст. 24 - 30.

24. Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.

25. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.

26. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.

27. Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас,

28. благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.

29. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку.

30. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.

(Лк. 6, 24–30)

 

В пересказе евангелиста Луки Господь в Своей Нагорной проповеди кроме четырех блаженств изрекает еще и четыре предостережения тем людям, которые счастье и блаженство видят лишь в упоении земными благами. Спаситель взывает: горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение (Лк. 6, 24).

Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет, что этими словами Господь «противопоставляет этих богатых нищим духом. Здесь имеются в виду не просто обладающие земным богатством, конечно, а уповающие на него, гордые, превозносящиеся, надменно относящиеся к другим люди».

Такие люди получают удовлетворение своих желаний здесь, на земле; они утешаются в этой жизни, нисколько не заботясь о жизни будущей, вечной. Самодовольному богачу кажется, что он разбогател и ни в чем не имеет нужды. Но Господь обращается к нему через Откровение Иоанну Богослову: а не знаешь, что ты несчастен и жалок и нищ (Откр. 3,17).

Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете (Лк. 6, 25), – говорит Господь. Под пресыщенными нам следует понимать людей, которые ставят свой разум на первое место, надеются только на свои силы вместо упования на помощь Божию; также и тех людей, которые вместо исполнения воли Божией, правды Его исполняют свои прихоти, свои желания; равно как и тех, которые не ищут правды Божией, а называют правдой все, что способствует их благополучию.

Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете (Лк. 6, 25). Под смеющимися следует понимать людей, которые нисколько не думают о своих грехах, не сокрушаются о них, но легкомысленно и беспечно проводят свою жизнь. Господь предостерегает их, потому что покаяние, сокрушение о своих грехах, самоосуждение и самоисправление возможны только в этой жизни, но если эту жизнь провести безумно, не думая о покаянии, то невозможно будет войти в жизнь вечную.

Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их (Лк. 6, 26), – замечает Господь. Александр Павлович Лопухин поясняет: «Когда “ все” говорят о ком-нибудь хорошо, то это показывает, что характер хвалимого весьма нетвердый, что он старается подделаться под вкусы всех и каждого, даже под вкусы дурных людей. Ясно, что такой человек не заслужит похвалы от Христа, Который одобряет только тех, которые стоят за правду и умело обличают несправедливость».

Желая наставить слушающих Его, Господь заповедует: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас (Лк. 6, 27–28). Нет ничего удивительного в том, что Бог добр по отношению к добрым, к тем, кто любит Его. Но то, что Он добр по отношению к злым, тем, кто Его отвергает, — это то, что не может вместить естественный человеческий разум. Как достичь такой любви?

Борис Ильич Гладков говорит: «И, как Отец их Небесный, чуждый гнева и ненависти, любит всех людей, даже злых и неправедных, – видимым доказательством чего может служить повеление Его Своему солнцу светить добрым и злым и дождю изливаться на праведных и неправедных, – так и они, ученики Христа, желающие быть сынами Отца Небесного, должны любить всех, любить врагов, благословлять проклинающих, благотворить ненавидящим и молиться за обижающих и гонящих. Только при этом условии они и могут называться сынами Отца Небесного».

И здесь, дорогие братья и сестры, важно помнить, что единственный путь для стяжания такой любви заключается в проявлении милосердия по отношению к тем, кто является нашими врагами: если мы будем сострадательны к их немощам, мы поистине будем чадами Божиими. Ведь любовь Божия изливается одинаково на святых и грешников, на радующих и огорчающих Его. Именно эту любовь необходимо усвоить к человеку, потому как смысл новой и истинной жизни, к которой призывает нас Христос, состоит в том, чтобы наполнить мир именно такой любовью. Ведь мы обретаем христианское совершенство лишь тогда, когда прощаем так, как прощает Бог, и любим так, как любит Бог. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 
Нравится