2 ноября.Евангелие от Луки. Глава 9, ст. 44 - 50.
44. Он сказал ученикам Своим: вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие.
45. Но они не поняли слова сего, и оно было закрыто от них, так что они не постигли его, а спросить Его о сем слове боялись.
46. Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?
47. Иисус же, видя помышление сердца их, взяв дитя, поставил его пред Собою
48. и сказал им: кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня; ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик.
49. При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами.
50. Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас.
(Лк. 9, 44–50)
Время земной жизни Господа приближалось к концу, поэтому Спаситель старался приучить апостолов к мысли о том, что Мессия — это не земной царь, который поможет иудеям поработить все народы мира, а Царь, Царство Которого не от мира сего, Который Сам пострадает за этот мир.
Но ученики никак не могли отрешиться от иудейских воззрений на Царство Мессии. Отождествляя его с земными владениями, апостолы желали знать, кто из них какое место займет в этом царстве, а потому размышляли, кто бы из них был больше? (Лк. 9, 46). Спаситель, видя помышление сердца их, взяв дитя, поставил его пред Собою и сказал им: кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня; ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик (Лк. 9, 47-48).
Архиепископ Аверкий (Таушев) поясняет, что этими словами Господь как бы говорит: «Всякий, кто с любовью будет относиться к таким малым детям или вообще людям кротким и смиренным, похожим на детей, во Имя Христово, то есть во исполнение Моей заповеди о любви ко всем слабым и униженным, тот сделает это как бы Мне Самому». Кто отрешится от своего воображаемого величия, обратится от честолюбия и гордости к смиренномудрию и кротости и станет таким же малым, как дитя, тот и будет иметь больше значения в Царствии Небесном.
При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами (Лк. 9, 49). Слова Спасителя напомнили апостолу Иоанну увиденного учениками человека, который именем Христа изгонял бесов, но апостолы не только не приняли его во имя Христа, но даже запретили ему совершать добрые дела, потому что человек этот не присоединялся к их кругу.
Борис Ильич Гладков замечает: «В то время, время явной вражды к Спасителю со стороны руководителей еврейского народа, небезопасно было быть Его учеником и всюду открыто следовать за Ним; нужно было иметь достаточно мужества, чтобы преодолеть страх преследования со стороны врагов Иисуса. Поэтому кроме тех учеников, которые не боялись следовать за Иисусом, были у Него и так называемые тайные ученики, к числу которых принадлежал Иосиф Аримафейский».
Вероятно, одного из таких учеников, веровавшего во Христа, но не имевшего мужества открыто присоединиться к Его последователям, и встретили апостолы, когда он именем Господа изгонял бесов. Считая, что ученик Спасителя должен находиться при Нем и безбоязненно следовать за Ним, апостолы запретили ему продолжать свою деятельность. Тем не менее Спаситель знает Своих, даже если они еще не наставлены в истине как должно, и, давая понять, что мы не имеем власти ограничивать действие благодати Божией, отвечает: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас ( Лк. 9, 50).
Александр Павлович Лопухин пишет: «Христос указывает на то, что в настоящем положении учеников, когда представители иудейского народа относятся ко Христу и апостолам явно враждебно, ученикам дорого уже одно то, если кто из народа не идет против них, – это значит, что такой человек им сочувствует в глубине души, иначе бы он, конечно, пошел за своими руководителями, книжниками и фарисеями».
И здесь важно понять, что речь идет о благоговейном отношении долготерпеливого и многомилостивого Спасителя, раскрывающего все возможности познания истины для человека и желающего спасения всем людям. Как часто, дорогие братья и сестры, мы склонны делать вывод, что вовсе не следует за Христом тот, кто не идет за Ним вместе с нами. И что совсем не делает ничего хорошего тот, кто делает хорошее не так, как делаем мы.
Спаситель учит нас быть терпеливыми по отношению к тем, кто еще не до конца познал истину. Это терпение должно основываться на любви и смирении, которые мы сможем явить на деле, если в каждом человеке, с которым нас сводит жизнь, будем видеть Христа, нашего Спасителя и Бога. Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)