4 ноября.Евангелие от Луки. Глава 10, ст. 1 - 15.
1. После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти,
2. и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.
3. Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков.
4. Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте.
5. В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему;
6. и если будет там сын мира, то почиет на нем мир ваш, а если нет, то к вам возвратится.
7. В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом.
8. И если придете в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат,
9. и исцеляйте находящихся в нем больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие.
10. Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите:
11. и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие.
12. Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому.
13. Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись;
14. но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам.
15. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься.
( Лк. 10, 1–15)
Стихи сегодняшнего евангельского чтения повествуют о дальнейшем расширении служения уже не двенадцати, а семидесяти учеников и наставлениях Господа этим ученикам. Число семьдесят было у иудеев символическим: именно семьдесят старейшин должны были разделить с Моисеем бремя правления и руководства народом в пустыне. В Синедрион, высший совет иудеев, входило также семьдесят человек. Книга Бытия (Быт. 10) говорит о семидесяти народах земли, которые соберутся вместе, когда каждый народ войдет в радость Господа своего. Семьдесят учеников должны были стать помощниками Господа в Его евангельской проповеди.
Блаженный Феофилакт замечает: «Господь избирает “ семьдесят” учеников по причине множества нуждающихся в учении. Ибо как поля с хорошим урожаем требуют много жнецов, так и для верующих, поскольку их имело быть бесчисленное множество, настояла нужда во многих учителях».
Господь учит апостолов тому, что проповедники слова Божия должны быть всецело сосредоточены на исполнении своего служения, а потому наставляет: Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте (Лк. 10, 4). Ученики Христовы были призваны не просто показать свое доброе расположение, но благость Божию по отношению к людям, и поэтому они не должны были тратить время на что-то постороннее, создавая препятствия делу проповеди, или отвлекаться на решение материальных проблем.
Господь заповедует апостолам не переходить из дома в дом в поисках лучшей пищи и условий, дабы не подавать тем самым повода к соблазну, а есть то, что предложат, принимая пищу вместо награды и не требуя большего . Спаситель дает ученикам власть не только исцелять болезни и проповедовать, что приблизилось Царствие Божие, но также и возвестить суд Божий тем, кто отвергает Благовестие.
Борис Ильич Гладков замечает: «Заповедуя семидесяти отрясать от ног прах тех городов, в которых не примут их, Иисус добавил: “Но и в таком случае, уходя, кротко говорите не принявшим вас: знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие” (Лк. 10, 11). Не укоряйте их, не гневайтесь, а предупредите, что если покаются, то могут быть спасены, ибо Царство Божие близко, не закрыто и для них. Но если они и после этого станут упорствовать, то жителям Содома отраднее будет в последний день, чем им». Господь разъясняет ученикам важность их посольства: не слушающие учеников будут наказаны также, как не слушающие Самого Спасителя.
Каждому из нас, дорогие братья и сестры, дается возможность лично услышать Христа посредством слова, которое Он принял от Отца. И чем больший дар благодати получаем мы от Христа, тем больший ответ должны будем дать Господу, поскольку слышавший Слово Божие несет большую ответственность. Благая Весть является для нас маяком в бушующем житейском море: человек, слышащий и воспринимающий слово Божие умом и сердцем, живущий в соответствии с этим словом, становится сильнее и мудрее, укрепляясь в вере. Только так можно, не теряясь в трудных обстоятельствах, спокойно идти по жизни, уповая на то, что Бог рядом. Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)