13 ноября.Евангелие от Луки. Глава 8, ст. 26 - 39.
26. И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.
27. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.
28. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.
29. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.
30. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, — потому что много бесов вошло в него.
31. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.
32. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.
33. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.
34. Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях.
35. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.
36. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.
37. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.
38. Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав:
39. возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедывал по всему городу, что сотворил ему Иисус.
(Лк. 8, 26–39)
Продолжая дело проповеди Царствия Божия, Господь с учениками прибыл в Гадаринскую страну, названную так по имени находившегося в ней города Гадары, входившего в Десятиградие. На берегу Господа встретил человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах (Лк. 8, 27). Человек, одержимый бесами, представлял слишком большую опасность для людей и потому жил в горных пещерах, называвшихся гробами, потому что в таких или подобных им искусственных пещерах хоронили умерших.
Величие и всемогущество Сына Божия привело нечистых духов в ужас. И вот бесноватый вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня (Лк. 8, 28). На вопрос Христа: как тебе имя? (Лк. 8, 30) – бесноватый ответил: легион, указывая тем самым на обитание в нем несметного количества нечистых духов, которые просили Господа, чтобы Он не повелел им идти в бездну(Лк. 8, 31), а позволил им войти в большое стадо свиней, пасшееся неподалеку, при горе.
Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет: «Нам не настолько известна природа нечистых духов, чтобы понять, почему им необходимо обитать в живых существах, но характерно то, что из всех живых существ они избрали самое нечистое, самое презренное в глазах иудеев, лишь бы Господь не изгонял их из страны и не лишал их тем самым возможности действовать в ней».
Господь разрешил им войти в стадо, и свиньи, взбесившись, бросились с крутизны в озеро и утонули, бесноватый же стал здоров. Тогда Спаситель повелел исцеленному: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог (Лк. 8, 39).
Борис Ильич Гладков замечает: «Во многих случаях Иисус запрещал исцеленным рассказывать о совершенном над ними чуде, потому что большинство чудес совершалось из любви Господа к страждущим; излишние рассказы не могли оказать никакого содействия делу Христа, но могли привлечь к Нему еще большие толпы народа и усилить преждевременно подозрительность врагов Его. Тут же нельзя было скрывать совершенное чудо, так как народ этой страны сразу не мог понять его, и потому необходимо было, чтобы об этом чуде проповедовал сам облагодетельствованный им».
Сегодняшнее евангельское чтение, дорогие братья и сестры, говорит нам о том, что только обратившись к Богу, каждый из нас может отбросить свои греховные наклонности, исцелиться от лени, уныния, тщеславия и других духовных болезней. Для этого необходимо прийти и поклониться Господу, имеющему власть исцелять, просвещать светом истины, даровать спасение и истинную свободу, которую мы обретаем в исполнении воли Божией. Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)