16 ноября. Евангелие от Луки. Глава 11, ст. 42 - 46.
42. Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять.
43. Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях.
44. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы — как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того.
45. На это некто из законников сказал Ему: Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь.
46. Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них.
(Лк. 11, 42–46)
В евангельском чтении сегодняшнего дня Господь обличает фарисеев, приводя примеры ложного понимания ими закона. Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять (Лк. 11,42). По закону Моисея (Чис. 18, 20–24; Втор. 14, 22–29) иудеи обязаны были отдавать на жертвы и на содержание левитов десятую часть хлеба, вина, масла и всякого произведения семян, которое приходит с поля.
Фарисеи, желая, чтобы народ почитал их за строгих хранителей истины, ревностно приносили десятую часть даже от таких трав, как мята и рута, о которых закон не упоминал по их ничтожности. Господь и обличает их за то, что они, строго соблюдая букву закона, пренебрегают духовными и нравственными его требованиями, оставляя без внимания важнейшее: проявление любви и милосердия к ближним, верность Богу и Его закону.
Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях (Лк. 11,43), – так обличает Господь фарисеев, любивших красоваться во время председаний в синагогах и хвалиться народным признанием. Самые привилегированные места в синагогах находились на виду у всех и были обращены лицом к молящимся. Быть на виду у всех – вот что имело значение для фарисеев. И чем торжественней люди приветствовали фарисеев на улицах, тем большего самодовольства они исполнялись.
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы – как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того (Лк. 11,44), – говорит Господь. В Книге Чисел сказано: Всякий, кто прикоснется на поле к убитому мечом, или к умершему, или к кости человеческой, или ко гробу, нечист будет семь дней (Чис. 19, 16). Быть нечистым означало быть лишенным участия в богослужении. Но могло случиться и так, что человек прикасался ко гробу, не зная, что он это сделал, но и такое прикосновение тоже делало его нечистым.
Епископ Михаил (Лузин) замечает: «Над скрытым в земле гробом, над которым нет ни памятника, ни насыпи и никакого внешнего знака, люди ходят и не знают, что тут гроб, полный костей и тления; так и встречающиеся с фарисеями могут и не заметить, что внутри их кроется неблагообразного, ибо все закрыто в них лицемерием, как гроб землей».
Господь говорит, что фарисеи были подобны этим гробам: внешне они казались праведниками, а на самом деле были лицемерами и беззаконниками, но столь искусно скрывали, что этого не было видно. И, беседуя с ними, люди легко могли поддаться их влиянию, очень пагубному для нравственной жизни.
На обличения Господа некто из законников, то есть толкователей закона, принявший слова Иисуса и на свой счет, сказал Ему: Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь (Лк. 11,45), надеясь на оправдание, но вместо этого сам себя подвергая обличению. В своем непрестанном, бесконечно подробном объяснении закона эти толкователи духовно порабощали весь народ, не желая протянуть руку помощи тем, кто изнемогал под бременем тысячи их обрядовых предписаний.
Как отмечает Блаженный Феофилакт: «Они (законники) налагали на людей бремена тяжелые и неудобоносимые; а сами не дотрагивались до этих бремен и перстом своим, то есть сами ничего не соблюдали из того, что заповедовали прочим. Ибо когда учитель сам делает то, чему учит, тогда он облегчает бремена, подавая в самом себе пример и ободряя учеников. Когда же он ничего не делает из того, чему учит, тогда бремена кажутся ученикам истинно тяжелыми, так как даже и учитель не может выполнить их».
Это побуждает нас задуматься о следующем: путь христианской жизни – это путь внутреннего делания. Конечно, внешние предписания важны, и мы должны их соблюдать, но при этом должны помнить, что они даны ради того, чтобы мы внутренне менялись и преображались. Ибо сущность христианства – в духовном внутреннем делании. Каждый из нас, дорогие братья и сестры, может определить для себя ту меру, в какой мы способны исполнять внешние предписания, но ни в коем случае нельзя утрачивать тот внутренний ориентир, который указывает нам путь в Царствие Божие. Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)