22 ноября.Евангелие от Луки. Глава 12, ст. 42 - 48.
42. Господь же сказал: кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в свое время меру хлеба?
43. Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так.
44. Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.
45. Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, —
46. то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными.
47. Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много;
48. а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.
(Лк. 12, 42–48)
Сегодняшнее евангельское чтение, дорогие братья и сестры, содержит притчу о благоразумном домоправителе, которому поручено раздавать хлеб слугам. На Востоке домоправители большей частью набирались из рабов и имели почти неограниченную власть. Их полномочия включали в себя распоряжение другими рабами, ведение всего домашнего хозяйства своего господина и управление его имением.
Притча повествует о следующем: господин поручил своему домоправителю, которого поставил над слугами, раздавать им своевременно хлеб. Если домоправитель верен и благоразумен, то будет поступать так, как ему приказано, притом поступать так всегда, в какое бы время ни возвратился господин его, и за это получит величайшую награду.
Но если домоправитель, надеясь на продолжительное отсутствие своего господина, станет обижать слуг, не давая им того, что д о лжно, сам же предаваясь беззаботному веселью, то придет господин его в тот день и час, в какой домоправитель и не ждал, и подвергнет его участи, какую заслуживают неверные и неблагоразумные рабы.
Господь также говорит о том, насколько более суровое наказание понесут знавшие свой долг, но не исполнявшие его. Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше (Лк. 12, 47–48).
Кто не знает волю своего господина и делает что-либо, заслуживающее взыскания, будет наказан, потому что он мог узнать, но не захотел, а по беспечности сам сделался виновным в незнании. Но наказание его будет малым по причине неведения, в то время как знание долга усугубляет степень ответственности. В этом случае наказание будет более суровым. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут (Лк. 12, 48).
Борис Ильич Гладков пишет: «Выслушав эту притчу, Апостолы должны были понять, что Господин – это Христос, поручающий им, как домоправителям, раздавать рабам Его, то есть всем людям, блага Его учения; они посвящены в это учение, им много дано, и потому с них много и взыщется, если они вздумают отступиться от точного исполнения воли Его и соблазниться житейскими благами. Но так как с пришествием Христа на землю всем без исключения людям предоставлена возможность познать волю Божию, то познавшие ее и, однако же, не исполнившие подвергнутся строжайшему наказанию; тем же, которые почему-либо не могли познать ее, будет оказано снисхождение».
Нам, дорогие братья и сестры, дарована непреложная истина Евангелия. Поэтому мы никогда не сможем сказать, что не знали о пути спасения, не ведали о Божественной любви, не слышали заповедей Господних.
Преподобный Макарий Великий замечает: «Ведение же и разумение понимай различно, или то, которое дается по благодати и по небесному дару Духа, или то, которое бывает естественным следствием разумения, или рассудительности, и изучения Божественных Писаний. Ибо от каждого потребуются плоды добродетели по мере оказанных ему Богом благодеяний или естественных, или дарованных Божией благодатью. Посему в день суда безответен пред Богом всякий человек, потому что от каждого, слышал ли он, или никогда не слыхал слова Божия, потребуются плоды веры и любви и всякой соразмерной ему добродетели, как воздаяние от произволения и воли».
Будем помнить, дорогие братья и сестры, что человек может достичь спасения только верой во Иисуса Христа и жизнью в соответствии с Его заповедями. Именно учение Спасителя и определяет совершение тех поступков, которые открывают перед человеком двери в Царствие Божие. Память о том, что мы верные последователи Христа, должна всегда пребывать с нами, во все дни нашей жизни. Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко