Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - 24 ноября.Евангелие от Луки. Глава 13, ст. 1 - 9.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

24 ноября.Евангелие от Луки. Глава 13, ст. 1 - 9.

1. В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их.

2. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?

3. Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.

4. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?

5. Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.

6. И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел;

7. и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?

8. Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, —

9. не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее.

(Лк. 13,1-9)

 

Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, повествуют о том, как необходимо покаяние для спасения. Когда Господь говорил предыдущую речь к народу, некоторые из вновь подошедших слушателей сообщили Христу о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их (Лк. 13, 1).

Иудеи часто восставали против римского владычества, и, вероятно, это было одно из таких волнений, происшедшее в храме во время какого-то большого праздника, когда вооруженные римские воины охраняли порядок. Судя по этому повествованию, Пилат приказал убить возмутившихся галилеян в храме в то самое время, как там приносили жертвы, вследствие чего кровь восставших смешалась с кровью жертвенных животных.

Необходимо отметить, что у иудеев грех и страдание были тесно связаны друг с другом, а потому принесшие весть склонны были видеть в этой страшной погибели наказание Божие за какие-либо особенные грехи, совершенные погибшими. В ответ Господь вопрошает: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете (Лк. 13, 2-3).

Блаженный Феофилакт пишет: «Спаситель не отрицает того, что они грешны, но не говорит и того, что они пострадали так потому, что грешнее прочих, непострадавших. Но если и вы не покаетесь, если не перестанете возмущать и возжигать внутренние междоусобия и не поспешите умилостивить Бога делами, то подвергнетесь еще худшей участи».

При этом Сам Господь вспоминает о недавнем событии – падении Силоамской башни, которая задавила под своими развалинами восемнадцать человек. Башня эта находилась в непосредственной близости от Силоамского источника, который протекал при подошве Сионской горы, с южной стороны Иерусалима.

Оба несчастных случая Господь предлагает понимать как предупреждение живущим: если не покаетесь, все так же погибнете (Лк. 13, 5), то есть смерть застанет вас неподготовленными, обремененными грехами. Преподобный Марк Подвижник замечает: «Осуждаемся мы не за множество зол, но за то, что не хотим покаяться и познать чудеса Христовы, как свидетельствует Сама Истина».

Чтобы показать, как необходимо теперь покаяние для иудейского народа, Господь рассказывает притчу о бесплодной смоковнице, от которой хозяин виноградника ждет плода. Из притчи следует, что Бог, Владыка всех народов, ждет от Своей смоковницы – народа иудейского – плодов, то есть веры в посланного к ним Мессию, покаяния и добрых дел.

Подходит к концу уже третий год общественного служения Сына Человеческого, а смоковница все еще не дает плода. Поэтому, не имея уже надежды на исправление закоснелых в своем упорстве израильтян, Хозяин виноградника произносит суд над бесплодной смоковницей: сруби ее: на что она и землю занимает? (Лк. 13, 7). Но добрый Виноградарь просит отсрочить исполнение этого приговора, надеясь на то, что смоковница, под которой подразумевается иудейский народ, все-таки принесет ожидаемые плоды.

Александр Павлович Лопухин поясняет: «Притчей о бесплодной смоковнице Господь хотел показать иудеям, что Его выступление как Мессии – это последняя попытка, которую делает Бог с целью призвать иудейский народ к покаянию, а после неудачи этой попытки для народа ничего более не остается, как ожидать себе скорого конца. Но кроме этого, прямого смысла притчи, она имеет и таинственный. Именно бесплодная смоковница означает “всякий” народ и “всякое” государство и церковь, которые не осуществляют своего, данного им от Бога назначения и которые поэтому должны быть удалены со своего места».

Назначение каждого человека заключается в жизни по Евангелию: в покаянии, исполнении заповедей Божиих, добрых поступках, проявлении милосердной и сострадательной любви, служении ближнему. Будем помнить, дорогие братья и сестры, что от каждого из нас Господь ожидает покаяния, то есть признания, понимания и исправления своей греховной жизни. И только этот путь является спасительным и позволяет стяжать великое вознаграждение – приобщение ко Христу в вечности. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 
Нравится