29 ноября.Евангелие от Луки. Глава 14, ст. 25 - 35.
25. С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им:
26. если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;
27. и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником.
28. Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее,
29. дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним,
30. говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?
31. Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами?
32. Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире.
33. Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.
34. Соль — добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее?
35. ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее. Кто имеет уши слышать, да слышит!
(Лк. 14, 25–35)
За Господом следовало множество народа, и все эти люди представлялись Его учениками для постороннего наблюдателя. Поскольку из ходящих за Спасителем многие следовали не со всем усердием и самоотвержением, но имели очень холодное расположение, то Он, научая, каков должен быть ученик Его, высказывает Свои мысли: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк. 14, 26).
Речь в этих словах идет вовсе не о ненависти в привычном для нас смысле этого слова, а о том, чтобы, любя свою жизнь и наших ближних, не заслонять этой любовью Спасителя. Это необходимо уже потому, что без Него наша любовь к дорогим для нас людям рано или поздно иссякнет.
Блаженный Феофилакт поясняет: «Человеколюбец не бесчеловечию учит, не самоубийство внушает, но хочет, чтобы искренний Его ученик ненавидел своих родных тогда, когда они препятствуют ему в деле богопочитания и когда он при отношениях к ним находит затруднения в совершении добра. Напротив, когда они не препятствуют сему, Он учит даже почитать их до последнего издыхания».
Свое наставление о самопожертвовании, необходимом истинному христианину, Господь подкрепляет притчами о желающем строить башню, войне между двумя царями и соли. Смысл притчи о башне таков: как человек, желающий построить башню, рассчитывает свои средства, чтобы не остаться в смешном положении, если, заложив основание башни, он не найдет средств на дальнейшую ее постройку, так и человек, желающий стать последователем Христовым, должен заранее рассчитать свои силы и подготовить себя как следует к предстоящему подвигу, чтобы не стать потом посмешищем для людей.
Тот же смысл и во второй притче: как царь решает начать войну с другим царем лишь после того, как рассчитает собственные силы, так и желающий стать последователем Христовым должен приобрести для этого духовные средства, из которых первое — самоотвержение; иначе он не сможет исполнить своего доброго намерения и даже может подвергнуться опасности поражения со стороны духовных врагов.
Последователи Господа сравниваются с солью, защищающей от разложения все, с чем она смешана. Но ученики Христовы, не имеющие силы нравственного самоотвержения, уже ни на что не пригодны, как соль, потерявшая свою силу. Александр Павлович Лопухин замечает: «[…] как соль нужна только до тех пор, пока она сохраняет свою соленость, так и ученик до тех пор остается учеником Христовым, пока не утратил главного свойства, которое характеризует ученика Христова, именно, способность на самопожертвование».
Царствие Божие, дорогие братья и сестры, открывается человеку уже в земной жизни, нам лишь необходимо сделать шаг навстречу. От этого шага зависит очень многое. Вот почему Спаситель говорит о самопожертвовании, которое представляет собой не что иное, как добровольное отречение от временных наслаждений ради служения ближнему. В этом смысле самопожертвование христианина, начинаясь борьбой с самостью в собственном сердце, выражается в отвержении себя, смиренном принятии и ношении жизненного креста и последовании Христу. Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)