30 ноября.Евангелие от Луки. Глава 15, ст. 1 - 10.
1. Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его.
2. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними.
3. Но Он сказал им следующую притчу:
4. кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее?
5. А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью
6. и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу.
7. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.
8. Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет,
9. а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму.
10. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.
(Лк. 15, 1–10)
Господь, как врач, обращал особое внимание на мытарей и грешников, требовавших исцеления. На такое человеколюбие фарисеи отвечали ропотом: они были крайне недовольны, потому что они еще и поддерживали общение со Христом, принимая Его у себя. Выходило так, что Христос, допуская к Себе мытарей и грешников, этим самым принуждал и фарисеев невольно общаться с ними.
Книжников и фарисеев оскорбляло, что Спаситель общался с людьми, которых они считали грешниками. Фарисеи умышленно старались избегать всяких контактов с людьми, не соблюдавшими все установления закона. Вот почему они были шокированы, видя Господа, идущего в сопровождении людей, не только находившихся вне общества, но и бывших грешниками, общение с которыми обязательно делало правоверного иудея нечистым.
А что же Господь? Он проявляет человеколюбие как к мытарям, так и к фарисеям, несмотря на их ропот, но с кротостью врачует их, рассказывая притчи, повествующие о том, сколь великая радость бывает на небесах, когда грешники, казавшиеся уже погибшими, потерянными для Царствия Небесного, приносят покаяние.
Притча о заблудшей овце показывает, как дорога Богу каждая заблудшая человеческая душа и как Он ищет погибшие души, чтобы вернуть их к Себе. Грешник здесь изображается под видом овцы, которая часто по неведению дороги сбивается с пути и отстает от стада, а Бог – под видом пастыря, который так печется об отставшей овце, что, оставив остальное стадо, состоящее из 99 овец, отправляется искать одну отставшую овцу, и когда найдет ее, то берет ее на плечи свои с радостью, объявляет об этом всем своим соседям.
Александр Павлович Лопухин пишет: «Это символ особой заботливости пастуха об овце. Овца устала, и он поэтому несет ее на себе. Так благодать Христова поддерживает обратившегося на путь спасения грешника, у которого не хватает собственных сил для того, чтобы совершить весь этот трудный путь».
Следующая притча, рассказанная Господом – о женщине, которая, имея всего десять драхм, то есть десять небольших серебряных монет, потеряла одну из них. И, желая поскорее отыскать монету, женщина зажигает свечу, подметает комнату и тщательно ищет потерянную драхму. Найдя же ее, созывает подруг и соседок и говорит: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму (Лк. 15, 9).
Так и Господь по величию Своей любви и милосердия неустанно заботится о спасении погибающих, употребляя все средства, чтобы привести к Себе заблудшую душу. Он зажигает светильник Евангелия, чтобы показать нам путь к Себе.
Архиепископ Аверкий (Таушев) замечает: «В этих притчах Господь использует естественное свойство сердца человеческого, которое радуется потерянному и вновь найденному предмету, больше чем тому, что не было потеряно, хотя бы это и стоило несравненно дороже».
И здесь, дорогие братья и сестры, важно понять, что спасение – это не только бескорыстный дар Бога человеку, но и искреннее стремление самого человека к Богу, принятие Его благодатной помощи через покаяние. Ведь покаяние – это путь очищения и освобождения человека от того, что доставляет ему только муки и тяготы, а в сердце чистое нисходит Божия благодать. И лишь она насыщает душу, наполняя ее неизреченным блаженством. Только та душа, которая сподобилась близости Богу, исполняется неизреченных благ и духовной силы и потому способна противостоять любым испытаниям, поддерживать и укреплять других. Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)