2 декабря.Евангелие от Луки. Глава 16, ст. 15 - 18; глава 17, ст. 1 - 4.
15. Он сказал им: вы высказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом.
16. Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него.
17. Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет.
18. Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует.
(Лк. 16, 15–18)
1. Сказал также Иисус ученикам: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят;
2. лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих.
3. Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему;
4. и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, — прости ему.
(Лк. 17, 1-4)
В числе слушателей рассказанной Господом притчи о неправедном домоправителе были и фарисеи, которые смеялись над Христом, призывающим к нестяжательности. Они говорили себе, что закон иначе смотрит на богатство: там обещается богатство в награду праведникам за их добродетели, следовательно, оно никак не может быть названо неправедным. Но в ответ Господь сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом (Лк. 16, 15).
Праведность книжников и фарисеев характеризовалась лишь внешним исполнением требований и предписаний закона, притом, главным образом, мелочных. И поэтому праведность эта уживалась в их сердцах с самомнением, надменностью, без духа смирения и кроткой любви и была наружной и лицемерной; под ее личиной могли гнездиться разные пороки и страсти, в чем Христос Спаситель неоднократно и с силой обличал иудеев.
Блаженный Феофилакт пишет: «Господь, обнаруживая скрытое лукавство фарисеев и показывая, что они, хотя и принимают вид праведности, мерзки, однако ж, пред Богом по своему самомнению, говорит: вы представляете себя праведниками пред людьми и думаете, будто вам одним дано разуметь то, что нужно, и учить; поэтому вы и смеетесь над Моими словами как неразумными, желая почитаться у черни учителями истины. Но не так на деле. Потому что Бог знает сердца ваши и считает вас мерзкими за ваше высокомудрие и пристрастие к людской славе».
Желая донести до слушающих мысль о том, что если до Иоанна Крестителя люди могли спасаться точным исполнением требований всех ветхозаветных законов, то со времени пришествия Христа для вступления в Царствие Божие недостаточно праведности, основанной на законах и пророках, Спаситель замечает: Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет (Лк. 16, 16–17).
Александр Павлович Лопухин поясняет: «Господь утверждает […] великое значение закона и пророков […], которые подготавливали иудеев к принятию Царства Мессии, вестником о наступлении которого явился Иоанн Креститель. Благодаря им в людях пробудилось стремление к открывшемуся Царству Божию. Закон не должен потерять из себя ни единой черты, и в пример этого утверждения закона Христос указывает на то, что Он еще строже понимает закон о разводе, чем он трактовался в фарисейской школе».
Предупредив о соблазнах, которые могут выпасть на долю Его последователей со стороны других людей, Господь также внушает им, что и они сами могут подать другим повод к соблазну, если не будут любить и прощать согрешающих против них ближних. Христос наставляет: Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, – прости ему (Лк. 17, 3-4). Под этими словами следует понимать многократное прощение, то есть Господь призывает прощать ближнему согрешения бесчисленное множество раз.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский замечает: «Спасение твое в твоих руках, в твоей власти, человек. Будешь прощать другим обиды, погрешности, и тебе прощены будут твои грехи, и ты со своими частыми прошениями у Бога не отойдешь никогда от Него бедным, и будешь сподобляться от Него великих и богатых милостей. Ты простишь не многие грехи ближнему, сравнительно с твоими грехами перед Богом, а тебе Бог простит бесчисленные прегрешения».
Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, учат нас тому, что исполнение заповедей Божиих, покаяние, исправление своей греховной жизни, прощение прегрешений нашим ближним и являются тем усилием, которое способствует вхождению в Царствие Божие! Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)