Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - 3 декабря.Евангелие от Луки. Глава 9, ст. 57 - 62.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

3 декабря.Евангелие от Луки. Глава 9, ст. 57 - 62.

57. Случилось, что когда они были в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.

58. Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.

59. А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.

60. Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие.

61. Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими.

62. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия.

(Лк. 9, 57–62)

 

В этом повествовании Христос вновь разрушает укоренившиеся стереотипы иудеев. Как правило, люди находили того человека, учениками которого хотели бы стать, и просили его об этом. Но Господь действует иначе: Он Сам находит тех, кого избрал, и зовет следовать за Собой. И практически во всех случаях, когда люди сами просили разрешения быть с Ним, они получали отказ, как и некто, обратившийся к Спасителю: Господи! Я пойду за Тобою, куда бы ты ни пошел (Лк. 9, 57).

Блаженный Феофилакт замечает: «Сей, пришедший к Иисусу и просивший позволения пойти за Ним, пришел с лукавой мыслью. Видя, что за Господом следует много народа, он подумал, что Господь собирает с них деньги, и сам пришел к мысли, что он составит себе имение, если последует за Иисусом. Поэтому Господь отверг его, говоря ему как бы так: ты думаешь чрез последование за Мной составить себе имение, полагая, что такова Моя жизнь, но на деле не так; Я учу и проповедую такую бедность, что не имею и дома Своего, тогда как прочие животные имеют норы. И таким образом отверг его».

Этот ответ произвел, по-видимому, сильное впечатление на тех спутников Господа, которые уже состояли в числе Его учеников. И один из них стал уклоняться от немедленного следования за Христом, ссылаясь на то, что ему прежде нужно похоронить отца, на что Господь ответил ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие (Лк. 9, 60).

Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет: «Два однокоренных слова “мертвые” и “мертвецы”, употребленные здесь, имеют два различных значения; первое из них — в смысле духовных мертвецов. Господь же имел в виду то, что ради великого дела, ради благой вести Царствия Божья нужно оставить все и всех “мертвых”, которые глухи к слову Божью, к Его великому делу».

Господь как бы говорит: предоставь им, всецело привязанным к земной жизни, хоронить мертвецов своих, а ты, внявший слову жизни, которое Я проповедую, иди за Мной. Спаситель видит, что если этот человек не пойдет за Ним сейчас, то не пойдет никогда. Подобным запрещением Господь, очевидно, хотел или испытать характер и преданность этого иудея, или уберечь его от родных, которые могли бы отвлечь ученика от следования за Христом.

Другой ученик, не дожидаясь призыва, сам сказал Господу, что хочет идти за Ним, но прежде просит только позволения проститься с домашними своими, на что Господь ответил: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия(Лк. 9, 62).

Епископ Михаил (Лузин) поясняет: «[…] положить руку на плуг — народное присловие, означающее — предпринять какое-либо дело, дело не легкое столь же, сколь нелегко пахать. Чтобы хорошо вспахать и чтобы работа эта была успешна, пахарь зорко смотрит вперед, а не оглядывается постоянно назад, иначе работа его не будет успешна и хороша».

Точно так же и в деле следования Христу: кто, решившись идти за Ним, оглядывается назад, на мирские блага, того они отвлекают. Господь научает, что нельзя идти на новое служение с какими-то сомнениями, но нужно полностью, искренно, всем сердцем посвятить себя этому делу.

Тот, кто решился следовать за Господом, не должен оглядываться назад, на мир, с его пристрастиями и родственными связями, поскольку любого рода привязанность к миру мешает всецело проникнуться учением Христа, а значит, и пользы от такого отношения к делу распространения Евангелия не будет.

Как важно понять, дорогие братья и сестры, что следование за Господом продолжается всю жизнь и не прерывается до самой кончины, ведь нам непрестанно приходится делать выбор между добром и злом, земным и небесным, правдой и ложью, волей Божией и волей собственной. Наш путь к вечности, путь ко спасению согласно Промыслу Божию, не должен прерываться ни на секунду. Поэтому будем помнить, что, если мы живем ради других, забывая о себе, своем времени, имуществе и удобствах в желании сделать что-либо для людей, а значит, для самого Спасителя, мы обретаем вечную жизнь. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 
Нравится