4 декабря.Евангелие от Луки. Глава 12, ст. 16 - 21.
16. И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;
17. и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?
18. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое,
19. и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.
20. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
21. Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
(Лк. 12, 16–21)
В Палестине жители часто приходили со своими неразрешимыми спорами и тяжбами к уважаемому раввину. Однажды приступил ко Господу некий человек и просил, чтобы Спаситель повелел брату его разделить с ним наследство. И хотя Господь не хотел вмешиваться в спор из-за денег, эта просьба послужила Ему поводом поведать Своим последователям о том, как им следует относиться к материальным ценностям.
Предостерегая от недуга любостяжания, то есть излишнего попечения о богатстве и приобретении земных благ, и подчеркивая, что человек в своих помыслах и заботах не должен стремиться к обладанию земными сокровищами, но прежде всего искать Царствия Божьего, Господь рассказывает притчу о безумном богаче.
Богатство этого человека заключалось в изобилии земных плодов. У него было много плодородной земли, и он приобретал все больше и больше, пока не получил совершенно неслыханный урожай. Думая о том, что же делать со всем этим изобилием, богач рассуждал так: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? (Лк. 12, 17).
Нисколько не помышляя о будущей жизни, он думал лишь о том, как бы использовать свои богатства для наслаждений в этой, земной жизни. У него не было мыслей о Боге и духовной жизни. Все его мысли сводились к следующему: и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись (Лк. 12, 19).
Александр Павлович Лопухин пишет: «У богача на виду были, конечно, тысячи нуждающихся, которым бы он и должен был отдать избыток урожая, но он как будто совершенно не считает себя обязанным помогать ближним и думает только о себе, чтобы ему-то было спокойно за будущее, когда, быть может, не будет урожая».
Такой образ мыслей вовсе противоположен нормам христианской жизни. Вместо самоотречения этот человек жадно стремился к самоутверждению; вместо того, чтобы поделиться с людьми, он пытался сохранить то, что у него было в изобилии. Думая лишь о настоящем моменте и ограничивая все свои планы одной только земной жизнью, богач и не подозревал, что наступит последний день этой жизни, и ему даже не придется насладиться собранными сокровищами: Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? (Лк. 12, 20).
Таков путь и таков конец всякого человека, уповающего на земное богатство. Он собирает для себя, в то время как тайна жизни, все ее богатство заключается в самоотдаче. Он не в Бога богатеет, не трудится ради таких богатств, которые будут с ним и тогда, когда он оставит землю и сможет их взять с собой.
Борис Ильич Гладков замечает: «Богач, которому Бог даровал обильный урожай хлеба, был осужден не за то, что позаботился собрать его в житницы, а за то, что счел себя полновластным хозяином его и вообразил, что эти блага даны ему Богом единственно для удовлетворения его прихотей; а если бы он смотрел на обильный урожай как на Божие достояние, данное ему лишь во временное управление, согласно с волей Божией, и действительно управлял бы им так, как Богу угодно, то не был бы осужден».
Действительно, Спаситель никогда не осуждал пользование земными благами как дарами, ниспосылаемыми Богом. Он призывал к тому, чтобы мы не считали себя хозяевами и полновластными распорядителями этих благ, но признавали эти блага Божиим достоянием. Себя нам следует считать только управителями, приставленными к этому достоянию, обязанными управлять им согласно с волей Божией, дабы исполнять заповедь Господа о любви к ближним и творить им благо.
Мы же, дорогие братья и сестры, будем помнить, что вместо того, чтобы собирать земные богатства для себя, нужно богатеть в Бога, то есть заботиться о снискании вечных нетленных богатств или добродетелей, которые можно приобрести, лишь расходуя земные богатства не для собственного удовольствия и наслаждения, а для совершения добрых дел всякого рода. Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)