8 декабря.Евангелие от Луки. Глава 18, ст. 31 - 34.
31. Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом,
32. ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его,
33. и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет.
34. Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного.
(Лк. 18, 31–34)
В сегодняшнем евангельском чтении, дорогие братья и сестры, евангелист Лука передает слова Господа о предстоящих Ему страданиях, смерти и воскресении, сказанные ученикам дорогою близ Иерихона, по пути в Иерусалим. Перед большими праздниками в Иерусалим обыкновенно шло множество путешественников, и Иисуса Христа, как прославленного чудотворца и учителя, вероятно, сопровождало большое количество народа. Но Господь, не желая открывать народу то, что хотел еще раз поведать своим ближайшим ученикам, отзывает своих апостолов одних, дабы наедине сообщить им о том, что в Иерусалиме должно совершиться все, написанное о Нем пророками.
Византийский богослов XII века Евфимий Зигабен отмечает, что Господь, «восходя уже на страдание, опять предсказывает ученикам то, что с Ним случится, чтобы таким частым предсказанием уменьшить их сильную скорбь. Говорит же с ними наедине, потому что не д олжно было знать об этом многим, чтобы они не соблазнились. Если ученики, слыша это, смущались, то гораздо более смущался бы народ».
Христос предрекает: мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом, ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет (Лк. 18, 31–33). Говоря о том, что Он подвергнется поруганиям, будет осужден на смерть и предан язычникам, Господь подразумевал римлян, а именно прокуратора Понтия Пилата и его войска. Иудеи не имели права предавать кого-либо смертной казни, они могли лишь вынести смертный приговор, требуя его исполнения от римского прокуратора.
Спаситель возвещает ученикам о Своей предстоящей смерти, чтобы они, когда настанет день страдания, оказались готовыми к происходящему, будучи предупреждены о том, что это должно случиться. Потому что всякая невзгода, которая вдруг возникает перед людьми, кажется безнадежной и неодолимой. Однако, когда мы приготовим себя к ней и она приходит ожидаемо, мы воспринимаем ее легче.
Святитель Иоанн Златоуст отмечает, что Господь говорил обо всем грядущем ученикам, чтобы они «укрепленные ожиданием, тем удобнее перенесли Его страдание, и чтобы нечаянное приближение последнего не привело их в крайнее смущение. Вот почему Он сначала говорил им только о смерти Своей; а когда они начали помышлять об этом и приготовлять себя к ней, тогда раскрывает им и все прочие обстоятельства, для того, чтобы они, видя исполнение печальных предсказаний, ожидали в силу этого и воскресения».
Следует особо отметить, что Господь сообщил ученикам не только о предстоящих Ему страданиях, но и утешил их известием о грядущем воскресении. Он знал, что Его отдадут на поругание, но также знал, что Его ожидает и слава. Он знал, на что способна человеческая злоба, но также знал, что может свершить сила Божия.
Не в первый раз Иисус говорил апостолам об этом, но как прежде, так и теперь они не могли уразуметь сказанного. Им представлялась идея о победоносном царе, и они все еще цеплялись за надежду, что в Иерусалиме Христос применит всю Свою власть и силу, чтобы стереть с лица земли всех Своих врагов, а потому слова Его были для них сокровенны, и они не разумели сказанного (Лк. 18, 34). Тем не менее Господь говорил с ними о грядущем, потому что это представляло несомненную пользу для их утешения.
Блаженный Феофилакт отмечает: «Зато немалая польза была тогда, когда они впоследствии вспоминали, что сбылось именно то, чего они не поняли, когда предсказывал им Господь. И Утешитель, напомнив им все, вложил им достовернейшее свидетельство о Христе».
Господь открыл нам вход в Царство Небесное к вечной славе путем своих крестных страданий. В этом заключается великое милосердие Божие. Все наши малые подвиги и страдания ради Христа, которые мы несем и претерпеваем в повседневной жизни, имеют для Бога особую ценность. Постараемся же, дорогие братья и сестры, совершать эти подвиги достойно, с молитвой и терпением, как и подобает христианам, дабы сподобил нас Спаситель быть причастниками Его торжества и славы. Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)