9 декабря.Евангелие от Луки. Глава 19, ст. 12 - 28.
12. Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться;
13. призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь.
14. Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами.
15. И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел.
16. Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин.
17. И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов.
18. Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин.
19. Сказал и этому: и ты будь над пятью городами.
20. Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок,
21. ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял.
22. Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял;
23. для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?
24. И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин.
25. И сказали ему: господин! у него есть десять мин.
26. Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
27. врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною.
28. Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим.
(Лк. 19, 12–28)
В сегодняшнем евангельском чтении, дорогие братья и сестры, мы слышим притчу о десяти минах, рассказанную Господом в то время, когда он находился в Иерихоне, в доме мытаря Закхея. В словах Христа речь идет о человеке высокого рода, который отправился в дальнюю страну, чтобы принять царство и снова возвратиться, в то время как его подданные делали все, чтобы помешать ему в этом.
Основанием притчи являлось реальное положение царской власти в Иудее того времени. После смерти Ирода Великого его царство было разделено между его сыновьями: Иродом Антипой, Иродом Филиппом и Архелаем. Этот раздел подлежал одобрению Рима, который являлся верховным властелином над Палестиной.
Архелай, унаследовавший Иудею, отправился в Рим, чтобы получить у императора Августа разрешение вступить в права наследства. Одновременно и иудеи направили в Рим посольство в количестве пятидесяти человек, чтобы сообщить императору Августу, что они не желают видеть Архелая на престоле. Но император подтвердил права Архелая на наследство, не дав ему, однако, царского титула.
Каждый иудей, услышав притчу, несомненно, сразу же вспоминал действительные исторические обстоятельства, лежавшие в ее основе. В притче под человеком, отправившимся в дальнюю страну, подразумевается Сам Христос, от Которого многие евреи ждали в то время провозглашения на земле славного царства Мессии. Уходя, он оставляет десять мин (то есть десять фунтов серебра) десяти рабам, говоря: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь (Лк. 19, 13).
Под рабами подразумеваются ученики и последователи Христовы, которые получают от Господа как разнообразные дарования, так и разные внешние блага, которые они должны использовать и умножать во славу Божию, на пользу ближним и во спасение своей души. Но граждане возненавидели этого высокорожденного человека и послали вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами (Лк. 19, 14).
Архиепископ Аверкий (Таушев) отмечает: «В отношении к Господу Иисусу Христу здесь имеется в виду отвержение Его еврейским народом как своего Мессии, но напрасно, ибо Он остался, как их, так и всего мира Царем и Судией, Который потребует отчета от рабов Своих и накажет не хотевших признавать Его власти».
По возвращении господина, то есть во время Второго Пришествия Христова, когда каждый должен будет дать отчет на Страшном Суде об использовании данных ему Богом дарований, сделавшие доброе употребление из полученных благ удостоятся похвалы и получат каждый соответствующую своему усердию награду. Не пожелавшие трудиться над полученными дарами благости Божией лишатся и того, что имеют, так как всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет (Лк. 19, 26).
Каждый из нас, дорогие братья и сестры, получает свое дарование от Господа и призывается к служению другим людям, приобщаясь любви Христовой через эту самоотдачу. Есть в духовной жизни непреложный закон: чем больше мы отдаем другим людям, тем больше приобретаем сами, получая высшую награду в Царстве Небесном! Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)