13 декабря.Евангелие от Луки. Глава 19, ст. 45 - 48.
45. И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих,
46. говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников.
47. И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его,
48. и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его.
(Лк. 19, 45–48)
Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, повествуют нам об изгнании из храма продающих и покупающих. Иерусалимский храм представлял собой достаточно большое сооружение и состоял из нескольких крытых дворов. Первый назывался «двором язычников», сюда мог попасть любой человек. Здесь всегда было полно народа, кипела деятельность, а на Пасху, когда в Иерусалим съезжались паломники со всего света, двор был переполнен. Он назывался языческим, поскольку сюда мог войти всякий, даже не иудей.
В языческом дворе проходила торговля, которая была некоей необходимостью. На Пасху и в течение месяца до нее всякий иудей должен был внести храмовый налог, при этом деньги должны были вноситься особой монетой. Поэтому здесь находились меновщики, наживавшиеся на людях, пришедших из дальних стран.
Также там находились и продававшие жертвенных животных. Известно, что животное, приносимое в жертву в храме, должно было быть без единого порока, и для этого существовали специальные «проверщики», которые, по сути, браковали всякое животное, купленное вне стен храма; здесь же оно продавалось во много раз дороже. Поэтому бедный человек, приходя в храм и принося животное, которое тут же выбраковывалось, был вынужден покупать такое же, но стоившее во много раз дороже.
Являя ревность о чистоте храма, Господь очищает его от тех, кто оскорбляет святыню. Ведь храм — это «дом молитвы», отделенный от всего для общения с Богом. А покупатели и продавцы превратили его в «вертеп разбойников» своими сделками, которые заключали там, мешая молиться входящим в Храм.
Преподобный Иустин (Попович) отмечает: «Храм – это обиталище Бога, следовательно – дом молитвы, ибо с Богом общаются прежде всего молитвой. Если в храм входят с корыстолюбивым, сребролюбивым желанием, то храм превращается в вертеп разбойников. В переносном смысле: душа – это обиталище Бога, если она дом молитвы, если она молитвенная, то она желает жить с Богом и в Боге. Но душа превращается в вертеп разбойников, если она не молится: ее окрадывают и разграбляют, ее делают больной страсти как разбойники».
Три года тому назад, когда Господь пришел в Иерусалим на первую после Своего крещения Пасху, Он застал дворы и притворы храма обращенными в торговую площадь и изгнал всех торгующих. На следующий год на Пасху Господь, по-видимому, торговли в храме не застал. На третью Пасху Своего служения Господь не посещал Иерусалим. Когда же приближалась четвертая Пасха, то иудеи были озабочены, придет ли Иисус на праздник. Зная, что начальство уже вынесло Ему смертный приговор, и думая, что Он не решится идти в Иерусалим на явную смерть, торговцы все же начали продавать с разрешения первосвященников.
Приход Господа в храм явился для них неожиданностью. После того, как народ торжественно приветствовал Его, никто не решился остановить Ему. Очевидно, величие и могущество так просияли в этот момент на лице Господа, что никто не посмел противодействовать Ему, но все невольно повиновались.
Христос не позволял первосвященникам, книжникам и старейшинам народа жить и учить других, как они хотят, поэтому они искали погубить Его, и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его (Лк. 19,47–48). Как отмечает Александр Павлович Лопухин, «враги Христа удерживаемы были в своих враждебных и злобных замыслах только тем благоговением, с каким слушал народ Христа».
В поступке Спасителя, учившего в храме, видны невероятные смелость и мужество. Это был открытый вызов. И пусть в то время власти не могли арестовать Его, потому что весь народ слушал каждое Его слово, но каждый раз, когда Он говорил в храме, Он рисковал Своей жизнью. Несмотря на этот риск, Он учил каждый день в храме (Лк. 19, 47).
Господь, дорогие братья и сестры, и поныне учит нас каждый день словом, таинствами, Своим незримым благодатным присутствием. Мужество каждого христианина должно быть подобным мужеству нашего Спасителя. Он подал пример, и нам никогда не должно быть стыдно показать людям, чьи мы и кому служим. Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)