14 декабря.Евангелие от Луки. Глава 20, ст. 1 - 8.
1. В один из тех дней, когда Он учил народ в храме и благовествовал, приступили первосвященники и книжники со старейшинами,
2. и сказали Ему: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию?
3. Он сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, и скажите Мне:
4. крещение Иоанново с небес было, или от человеков?
5. Они же, рассуждая между собою, говорили: если скажем: с небес, то скажет: почему же вы не поверили ему?
6. а если скажем: от человеков, то весь народ побьет нас камнями, ибо он уверен, что Иоанн есть пророк.
7. И отвечали: не знаем откуда.
8. Иисус сказал им: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.
(Лк. 20, 1-8)
Среди святых дворов храма стояли две крытые аркады. Одна располагалась на восточной, другая – на южной сторонах двора язычников. Такие аркады укрывали от солнца, ветра и дождя, поэтому были весьма удобны для общих собраний учителей и учеников. Вот в этих аркадах в храме и учил Господь.
Какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию? (Лк. 20, 2), – с таким лукавым вопросом приступили ко Господу первосвященники, книжники и старейшины. Ясно, что это был не вопрос людей, желающих знать истину, а лукавство злобных врагов для уловления Господа в слове, и был напрямую связан с изгнанием Иисусом Христом привычных и даже официально признанных торговцев из храма Господня.
Первосвященники, книжники и старейшины составляли синедрион – высший совет и правящий орган иудеев. Следовательно, можно считать, что вопросы эти были заданы самим синедрионом с тем, чтобы сформулировать обвинение против Спасителя.
Они надеялись поставить Спасителя перед дилеммой: если Он скажет, что поступает так Своей властью, они смогут взять Его как одержимого манией величия. А если скажет, что властью Божией, арестуют за богохульство, сославшись на то, что Бог никогда не дал бы кому-либо власти нарушать покой и чинить беспорядок во дворах Его дома. Но Господь, не отвечая прямо на их коварный вопрос, Сам улавливает их в слове, спрашивая: крещение Иоанново с небес было, или от человеков? (Лк. 20, 4).
Архиепископ Аверкий (Таушев) отмечает: «Вопрос о крещении Иоанна был в то же время вопросом об его пророческом достоинстве и о Божественном его послании. Иоанн свидетельствовал об Иисусе как о Мессии, Сыне Божием, взявшем на себя земные грехи мира. Признать его посланником Божиим — это значило признать Иисуса Мессией, и тогда сам собой разрешался вопрос, какой властью Иисус творит то, что раздражало иудеев».
Любопытствующие были поставлены в очевидное затруднение, зная, что народ чтил Иоанна как пророка, и боясь, что иудеи побьют их камнями, если они решатся сказать, что Иоанн не пророк. Признать же открыто Иоанна пророком – означало принять и его свидетельство об Иисусе как о Сыне Божием. И они не решились дать определенного ответа, сказав: не знаем откуда (Лк. 20, 7).
Такой синедрион, который не мог вынести определенного решения на столь важный вопрос, подлежавший именно его ведению, показал себя несостоятельным и не заслуживал ответа Господа. Конечно, они прекрасно знали, какой властью Господь действует, но сознательно противились ей. Поэтому и Господь отвечал: и Я не скажу вам, какою властью это делаю (Лк. 20, 8).
Как отмечает византийский богослов XII века Евфимий Зигабен: «Им нужно было сказать, что крещение было от Бога, и что Иоанн был послан Богом; но избегая обличения, чтобы не показаться неверующими Ему, они скрывали истину. Поэтому Христос говорит: “И Я не скажу вам того, что вы желаете знать, не потому что скрываю истину, как вы, но потому, что считаю вас недостойными ответа, так как вы поступаете коварно”».
Вся эта история является яркой иллюстрацией того, что происходит с людьми, которые отказываются видеть правду. Они вынуждены изворачиваться и обманывать и в конце концов сами попадают в безвыходное положение. Тот, кто не признает истину, будет все глубже погрязать в безнадежном положении.
Так, дорогие братья и сестры, Господь учит и нас с вами не лукавить в своей жизни, а держаться истины и правды Божией, дабы не попадать в неловкие ситуации подобно первосвященникам и книжникам. Ведь их собственное лукавство привело к тому, что они сами выставили себя пред множеством народа не в лучшем свете. Опозорившись таким образом, они потеряли уважение людей.
Мы же постараемся каждое свое слово и дело творить с осторожностью, дабы не опозорить ни себя, ни Церковь. Но самое важное – правдиво отвечать на поставленные перед нами вопросы. Пусть лучше мы окажемся смущенными, нежели в числе тех, кто скрывает истину. Ведь именно истину мы с вами призваны нести в этот мир. Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)