19 декабря.Евангелие от Луки. Глава 20, ст. 27 - 44.
27. Тогда пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение, и спросили Его:
28. Учитель! Моисей написал нам, что если у кого умрет брат, имевший жену, и умрет бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему.
29. Было семь братьев, первый, взяв жену, умер бездетным;
30. взял ту жену второй, и тот умер бездетным;
31. взял ее третий; также и все семеро, и умерли, не оставив детей;
32. после всех умерла и жена;
33. итак, в воскресение которого из них будет она женою, ибо семеро имели ее женою?
34. Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж;
35. а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят,
36. и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения.
37. А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова.
38. Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы.
39. На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал.
40. И уже не смели спрашивать Его ни о чем. Он же сказал им:
41. как говорят, что Христос есть Сын Давидов,
42. а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня,
43. доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
44. Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему?
(Лк. 20, 27–44)
Во времена земной жизни Спасителя иудеи задавались вопросом будущего воскресения мертвых. И, как мы видим в сегодняшнем евангельском чтении, их мнения по этому предмету разделялись.
Беседа Господа с саддукеями произошла в тот же день и, по-видимому, вскоре после беседы с фарисеями и иродианами о подати кесарю. Когда Христос заставил замолчать посланцев синедриона, появились саддукеи. Их вопрос касался вероучения и закона о браке. Саддукеи и фарисеи часто упоминаются вместе, но их вероучения во многом были противоположны друг другу.
Блаженный Иероним Стридонский отмечает: «У иудеев было две ереси (разделения): одна – фарисеев, другая – саддукеев. В то время, как первые веровали в воскресение тела и души и учили о бытии ангелов и духа, вторые (по свидетельству Деяний апостолов) отрицали все».
И если фарисеи верили в воскресение мертвых, ангелов и духов, то саддукеи вели с ними постоянные споры, стремясь доказать, что в книгах Моисеевых не только нет никаких указаний на бессмертие души, но содержатся даже такие постановления, которые противоречат учению о воскресении мертвых, приводя в пример закон левирата (ужичества).
Евфимий (Зигабен) поясняет: «В законе Моисеевом они только находят предлог для вымысла, чтобы просьба их заслуживала большего внимания. В книге Второзакония (Втор. 25, 5 ) Моисей повелел, чтобы на жене умершего бездетным опять женился брат его (закон об ужичестве (левирата)) и чтобы первенец, которого она родит, назывался сыном умершего брата в память о нем».
Этот спор саддукеи и представили на разрешение Господа Иисуса Христа, измыслив историю о семи братьях, которые поочередно брали за себя одну и ту же жену и затем умирали. С их точки зрения это постановление закона Моисеева опровергало учение о будущей жизни, ибо в воскресение которого из них будет она женою, ибо семеро имели ее женою ? (Лк. 20, 33).
Господь дал саддукеям мудрый ответ, обличив их в том, что они не понимают будущей вечной жизни, в которой уже не будет ничего чувственного. Люди будут жить иной жизнью, духовной, ангельской, так что ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения (Лк. 20, 35–36).
И так как саддукеи принимали только книги Моисея, отвергая пророчества, то неразумно было бы заимствовать свидетельства из таких источников, авторитета которых они не признавали. Именно поэтому Господь говорит: А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова (Лк. 20, 37).
Александр Павлович Лопухин отмечает: «Если в законе Моисеевом сказано, что Бог называл Себя Богом прежде живших, но потом умерших людей, то это значит, что они и теперь живы, потому что истинный и живой Бог не может быть Богом мертвых и несуществующих лиц».
Обращаясь к явлению Бога Моисею при купине, Христос говорит, что воскресение — реальность, потому что таков Бог. Бог не есть Бог мертвых, но живых, и у Него все живы. Следовательно, источником воскресения является для людей Сам Бог, а не те или иные явления земной жизни. Это ключевая, центральная мысль в учении Нового завета о спасении. Христос предлагает людям искать прежде Царства Божьего и правды Его, искать Самого Бога, причем не в будущем, а здесь и сейчас. Помогай нам в этом Господь.
Иеромонах Пимен (Шевченко)