22 декабря.Евангелие от Луки. Глава 21, ст. 28 - 33.
28. Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше.
29. И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья:
30. когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето.
31. Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие.
32. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет;
33. небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.
(Лк. 21, 28–33)
В строках сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, апостол Лука продолжает повествовать о теме Второго Пришествия Спасителя. Умножение скорбей и бедствий, которые перед тем перечислил Христос, будут знамением скорого Его Пришествия. Укрепляя всех верных не боятся самых страшных испытаний, Господь говорит: Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше (Лк. 21, 28).
Действительно, Христос пришел в мир дать истинное утешение людям, а потому, когда Он придет судить мир в последний день, то избавит всех любящих Его от всякой нужды и печали. Когда христиане увидят предельное неистовство зла, они могут поднять свои головы, зная, что близок День Господень. Победа неизбежно будет за Христом, поэтому последние испытания будут пронизаны для них радостью грядущей победы.
Необходимо отметить, что Господь никогда не называет конкретного времени Своего Второго Пришествия, но указывает на признаки, которые должны быть нам понятны: мы с вами можем увидеть эти признаки в целом, во всей жизни всего человечества.
Неслучайно Спаситель рассказывает притчу о смоковнице: посмотрите на смоковницу и на все деревья: когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето (Лк. 21, 29–30). Как о наступлении лета судят по ветвям смоковниц, так и о приближении кончины мира нужно будет судить по тем знамениям времен, которые перед тем перечислил Господь.
Борис Ильич Гладков отмечает, что в своих словах Спаситель подразумевает следующее: «Не забывайте указанных Мной вам признаков предстоящего разрушения Иерусалима; возьмите в пример смоковницу: когда ветви ее становятся мягки и листья начинают распускаться, то вы по этим знакомым вам приметам узнаете, что близко лето; так и в деле, о котором Я вам говорю: когда увидите, что начинаются предвозвещенные Мной события, то знайте, что близок, уже при дверях, и суд над народом израильским. Истинно говорю вам, что это случится скоро, что многие живущие ныне будут очевидцами всех бедствий и на себе испытают их; все сбудется так, как Я говорю, ибо скорее небо и земля могут уничтожиться, нежели Мои слова не исполнятся».
И не случайно о таких признаках говорит Христос. Этими словами Он напоминает о необходимости постоянного бодрствования: мы всегда должны быть на страже и жить под сенью вечности, готовя себя к тому, чтобы в любое время предстать перед Господом. Бодрствование предполагает наше внимание к миру и людям, сотворенным Богом.
Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет; небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Лк. 21, 32 – 33), – эти слова Господа можно относить к кончине мира, где под «родом сим» понимается род уверовавших во Христа, род, который, несмотря на все бедствия, сохранится до скончания века.
Блаженный Феофилакт замечает: «Родом называет не тех, кои тогда жили, но все поколения верующих. Поскольку Он сказал, что имеют быть смятения и войны, и перемены как в стихиях, так и в самых предметах, то, чтобы кто не пришел к мысли, не рушится ли когда-нибудь и христианство, Он говорит: нет! род сей, т.е. род христиан, никогда не прейдет. Небо и земля изменятся, а слова Мои и Евангелие Мое не рушатся, а пребудут навсегда, хотя бы и все поколебалось, и вера в Меня не оскудеет».
И действительно, эти слова являются утверждением непреложности сказанного пророчества. Видя, как в точности исполнилось предречение Господа о разрушении Иерусалима, не может оставаться никаких сомнений и в том, что так же точно исполнится и пророчество о Втором Его Пришествии.
Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, еще раз напоминают нам о том, что всей земной проповедью Господь говорил о Своем приближающемся Царствии, призывая каждого из нас к Себе. Будем же помнить, что только постоянное бодрствование и духовное бдение делает возможным христианину умереть для греха, постепенно восходя от силы в силу на поприще стяжания евангельских добродетелей, а значит, приближая себя ко вхождению в Царствие Божие уже в земной жизни. Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)