Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - 23 декабря.Евангелие от Луки. Глава 21, ст. 37 - 38; глава 22, ст. 1 - 8.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

23 декабря.Евангелие от Луки. Глава 21, ст. 37 - 38; глава 22, ст. 1 - 8.

37. Днем Он учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою.

38. И весь народ с утра приходил к Нему в храм слушать Его.

(Лк. 21, 37–38)

1. Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою,

2. и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа.

3. Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати,

4. и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им.

5. Они обрадовались и согласились дать ему денег;

6. и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе.

7. Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца,

8. и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху.

(Лк. 22, 1-8)

 

Пасха (от еврейского «пейсах», что значит «исход») была самым главным и торжественным праздником у иудеев и совершалась в период с 14 по 21 нисана (это иудейский месяц лунного календаря) в память исхода еврейского народа из египетского рабства. В ту ночь, 14 нисана, ангел смерти поразил первенца-сына в каждой египетской семье, но прошел мимо всех домов иудеев, потому что косяки и перекладины дверей домов были помазаны кровью жертвенного агнца. В тот вечер иудеям нужно было так торопиться с последней трапезой, что у них не было времени испечь заквашенный хлеб. И они ели опресноки, то есть пресный хлеб.

К Пасхе тщательно готовились: за два дня до праздника во всех домах проводили обрядовый поиск закваски. Глава семьи брал свечу и торжественно обходил в молчании дом, заглядывая в каждый закуток, и выбрасывал последнюю закваску.

В 10-й день нисана отцы семейств должны были избрать по однолетнему агнцу без порока, который и приносился в жертву в 14-й день во дворе святилища, а затем запекался. Приготовленного агнца ели полностью, не оставляя ни костей, ни жил, с пресным хлебом и горькими травами. Это вкушение начиналось тотчас по захождении солнца вечером 14 нисана.

Прежде всего приступали к чаше с вином, разбавленным водой: воздав хвалу Богу, глава семейства пил из нее, а за ним по очереди все присутствующие; это называлось «первая чаша». После этого умывали руки, благодаря Бога. Затем начинали понемногу вкушать пасхального агнца с пресным хлебом, горькими травами и густым соусом из фиников, смокв, винограда и уксуса, произнося славословие. Всего за пасхальной трапезой поднималось четыре чаши вина, употребление которых разделялось так называемыми «аллилуйями», то есть псалмами пророка Давида со 110-го по 118-й.

Глава семейства обязательно рассказывал детям историю еврейского рабства в Египте, избавления от него и установления в память этого праздника Пасхи; возвышая пресные хлебы и горькие травы, он объяснял, что первые напоминают поспешность бегства евреев из Египта, а последние — горечь египетского рабства.

Эта пасхальная вечеря по общему убеждению литургистов легла в основу чина нашей христианской Евхаристии — Таинства причащения.

Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою, и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его (Лк. 22, 1-2) . Боясь возмущения народа, который мог вступиться за Господа, они решили взять Его хитростью, втайне от народа и после праздника. Но, найдя предателя, они, одержимые неистовой злобой, не стали ждать окончания праздника.

Иуда ожидал от Господа Иисуса Христа земных благ, мирского богатства и владычества, его корыстолюбие теряло терпение, видя полную нестяжательность Учителя: досада на Господа, обманувшего, как ему казалось, его надежды, и желание использовать хоть какой-нибудь случай к наживе сделали его предателем. Уже зная о решении синедриона схватить Господа, он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им (Лк. 22, 4).

Архиепископ Аверкий (Таушев) отмечает: «Поэтому ему и назначают в общем совсем ничтожную сумму — цену беглого раба. Такую цену положили, по-видимому, чтобы показать все свое презрение к Господу Иисусу Христу, и в расчете на скупость и сребролюбие предателя, который не станет торговаться». И Иуда действительно оказался сговорчивым, не требовал большего и искал удобного времени, когда можно будет схватить Господа наедине, без обычно окружавшего Его народа. Таким образом Он сделал свой нравственный выбор, впустив в свое сердце сатану.

Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, говорят нам о том, что только мы сами можем решать, будем ли мы инструментом дьявола, добровольно пуская его в свое сердце, или будем орудием в руках Бога, славословя Его и воздавая Ему благодарение. Нам же остается сделать правильный выбор.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 
Нравится