25 декабря. Евангелие от Луки. Глава 14, ст. 16 - 24.
16. Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих,
17. и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово.
18. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.
19. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.
20. Третий сказал: я женился и потому не могу придти.
21. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.
22. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.
23. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой.
24. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.
(Лк. 14, 16–24)
Однажды в субботу Иисуса Христа пригласил на обед в свой дом некий фарисей. Видя, что среди приглашенных в основном родственники, друзья и богатые соседи фарисея, Господь обращается к хозяину дома с наставлением звать на пир не тех, кто сможет отплатить ему за гостеприимство, а бедных, увечных и больных, за которых Сам Бог воздаст в день воскресения праведников.
Услышав эти слова Спасителя, один из гостей, присутствовавших на том пире, сказал: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием (Лк. 14, 15). Как рассуждает Александр Павлович Лопухин: «Христос отвечает на это восклицание притчей о званных на вечерю, в которой показывает, что никто из выдающихся членов теократического иудейского общества, которые считали себя вполне полноправными на участие в Царстве Мессии – здесь ближе всего разумеются фарисеи, – не будет принят в это Царство по причине своей собственной вины».
В Палестине человек, устраивавший пир, заблаговременно объявлял об этом, рассылая приглашения, но не указывая точного времени. В назначенный час, когда все было готово, хозяин посылал слуг пригласить гостей. Принять приглашение, а потом отказаться присутствовать на пире – значило нанести оскорбление хозяину.
Один человек устроил большой ужин, но когда послал раба своего сказать званым, что все готово, они, как бы сговорившись, стали отказываться под разными предлогами. Один отговаривался покупкой земли, другой – покупкой волов, а третий – женитьбой. Тогда хозяин дома повелел своему рабу пойди по улицам и переулкам города и привести нищих, увечных, хромых и слепых на ужин. Когда же они возлегли и остались еще свободные места, сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой (Лк. 14, 23).
Смысл же притчи таков: под видом большого ужина представлено Царствие Божие. Устроитель этого ужина, Господь Бог, посредством закона и пророков, как через слуг Своих, приглашал весь иудейский народ вступить в это Царство, а когда это Царство приблизилось, послал повторить приглашение уже Своего Единородного Сына – Иисуса Христа. Борис Ильич Гладков отмечает: «В притче Иисус назван рабом потому, что в некоторых пророчествах Мессия именовался рабом Господа, и еще потому, что он явился в образе человека, то есть раба Божия».
Посланный Спаситель пришел прежде всего к званым, то есть к иудеям, с вестью о том, что приблизилось Царствие Небесное. Но те из иудеев, к которым главным образом относился этот призыв, то есть книжники, фарисеи и прочие руководители народа, как бы сговорившись, стали отказываться от приглашения на званый ужин.
Предлогами к отказу служили их земные побуждения, из-за которых они оказались глухи к Божественному призыву и отвергли пришедшего к ним Христа. Тогда Бог пригласил мытарей и грешников, а так как и после этого оставалось много свободных мест, то призвал затем и язычников в Свое Царство. Все отозвавшиеся на евангельскую проповедь вошли в Него, а книжники и фарисеи, пренебрегшие зовом, оказались вне Царствия Божия.
В заключение притчи Господь сказал: много званых, но мало избранных (Лк. 14, 24). Хотя и все призываются к вечному блаженству в Царствии Небесном, избранными для этого блаженства оказываются лишь немногие.
Нам же, дорогие братья и сестры, необходимо всегда помнить о том, что Господь по великому и беспредельному милосердию Своему желает спасти каждого из нас. И здесь очень важно личное желание человека принять призыв Господа ко спасению и пойти путем жизни в соответствии с евангельскими заповедями, путем покаяния и молитвы к Богу, дабы Он сподобил нас стать наследниками Царствия Небесного. Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)