Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - 2 января.Евангелие от Марка. Глава 9, ст. 42 - 50; глава 10, ст. 1.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

2 января.Евангелие от Марка. Глава 9, ст. 42 - 50; глава 10, ст. 1.

42. А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море.

43. И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый,

44. где червь их не умирает и огонь не угасает.

45. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый,

46. где червь их не умирает и огонь не угасает.

47. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную,

48. где червь их не умирает и огонь не угасает.

49. Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится.

50. Соль – добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою.

(Мк. 9, 42–50)

Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их.

(Мк. 10, 1)

 

Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, повествуют нам о словах Господа, направленных на защиту верных Ему от соблазнов, которым их могут подвергнуть сильные мира сего. Господь предупреждает: А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море (Мк. 9, 42).

Жерновный камень, упомянутый в этих словах, – это большой мельничный жернов. В Палестине существовало два вида мельниц: ручные, употреблявшиеся в домашнем хозяйстве, и очень тяжелые мельничные жернова, приводившиеся в действие животными. Упоминающийся здесь мельничный жернов – второго типа, из приводившихся в движение ослами. Человек, брошенный в море с таким жерновом на шее, не имел никакого шанса выжить. Такое наказание и такая казнь действительно практиковались в Риме и Палестине.

В словах Господа заключен следующий смысл: кто соблазнит одного из последователей Христовых, тому лучше было бы умереть, потому что соблазном он может погубить душу человека, за которого умер Христос, и, следовательно, совершить величайшее преступление, достойное самого строгого наказания.

Священномученик Григорий Шлиссельбургский отмечает: «Господь называет три источника соблазна: руку, ногу и глаз — и тем обозначает соблазны, происходящие от разнообразных движений тела, человеческой деятельности и мысли. Господь указывает один прием борьбы с соблазнителем: отбрасывания внешнего ради спасения внутреннего — души. Жива душа — и ты жив. Погибла душа — и в тебе не будет жизни. А потому безжалостно отсекай все, истребляющее душу, отсекай соблазн, который несет с собой смерть души »

Слова о наказании быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает (Мк. 9, 45–46) дают нам представление о грешниках, пожираемых червями. Червь — символ совести, постоянно терзающей человека воспоминанием о совершенном грехе. Сама эта фраза взята из описания судьбы врагов Израиля ( Ис. 66, 24) . Вследствие всего этого геенна стала прототипом или символом ада, местом, где будут мучиться и гореть души злых и порочных людей. В таком смысле она упоминается и в Талмуде.

Всякий человек должен подвергнуться страданиям. Поэтому, кто в земной жизни не страдал, умерщвляя и порабощая свое тело, тот будет страдать в огне вечных мучений. Поэтому и говорит Господь: Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится (Мк. 9, 49).

По иудейскому закону каждую жертву следовало посолить солью перед жертвоприношением Богу на алтаре (Лев. 2, 13). Эта жертвенная соль называлась солью завета (Чис. 18, 19; 2 Пар. 13, 5). Именно добавка этой соли делала жертву приемлемой для Бога, и по Его завету добавка этой соли была обязательной. Огонь же – это соль, делающая жизнь угодной Богу.

Архиепископ Аверкий отмечает: «Как солью должна была осоляться всякая жертва, приносимая Богу по закону Моисееву (Лев. 2, 13), так огнем бедствий, испытаний, борьбы должны быть приготовлены Апостолы и все последователи Христовы в жертву, приятную Богу». Говоря же о высших нравственных началах и правилах, которые очищают и защищают душу, Господь неслучайно призывает: Имейте в себе соль, и мир имейте между собою (Мк. 9, 50).

Древние говорили, что соль – самый чистый в мире элемент, потому что ее получают из двух самых чистых элементов – солнца и моря. Сама блестящая белизна соли служила образом чистоты. Поэтому и слово « соль» употребляется здесь в смысле чистоты. Мир же выступает как плод любви, как выражение совершенства, достигаемого самоотречением. И потому необходимо всегда думать о том, чтобы быть «солью» и находиться в мире и единении любви между собой.

Нам же, дорогие братья и сестры, всегда следует помнить, что только совершенное исполнение воли Божией делает человека гражданином Царствия Божия . Если что-либо в нашей жизни мешает нам всецело исполнять волю Божию, насколько бы дорого и необходимо это для нас ни было, мы должны отсекать это. И лишь исполнение воли Божией, в которой заключаются настоящая жизнь и полный покой, стоит любых жертв, самодисциплины и самоотречения в земной жизни. Ведь только так мы сможем обрести счастье вхождения в Царство Небесное. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 
Нравится