6 января.Евангелие от Луки. Глава 2, ст. 1 - 20.
1. В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.
2. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.
3. И пошли все записываться, каждый в свой город.
4. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова,
5. записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.
6. Когда же они были там, наступило время родить Ей;
7. и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.
8. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.
9. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.
10. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:
11. ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;
12. и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.
13. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:
14. слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!
15. Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.
16. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.
17. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем.
18. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи.
19. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.
20. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было.
(Лк. 2, 1–20)
Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, подробно повествуют об обстоятельствах и времени Рождества Христова. Евангелист Лука сообщает о Рождестве Христовом в контексте переписи всех жителей Римской империи, проведенной по велению кесаря Августа, то есть римского императора Октавиана, который получил от римского сената титул Августа — «священного». Указ о переписи был издан Августом еще до Рождества Христова, но из-за начавшихся народных волнений и смерти Ирода перепись была приостановлена и окончена лишь через десять лет, уже во время правления Квириния.
Римская политика всегда учитывала особенности обычаев побежденных народов. Иудейские же обычаи требовали, чтобы запись велась по коленам, родам и племенам, для чего каждому требовалось явиться на перепись в тот город, где некогда жил глава его рода. А так как Иосиф был из рода царя Давида, он и должен был отправиться в Вифлеем — в город, где родился Давид.
Вифлеем находился в 130 километрах от Назарета. Город был переполнен, Иосиф и Мария не нашли комнаты, а потому вынуждены были поселиться в одной из пещер, какими богата Палестина и куда пастухи сгоняли скот в ненастную погоду.
Здесь-то и родился Божественный Мессия, положенный вместо детской колыбели в ясли, приняв тем самым от самого Своего рождения крест унижений и страданий для искупления человечества и самым Своим рождением давая нам урок смирения, этой высочайшей добродетели, которой Он потом постоянно учил Своих последователей.
Пастухам, которые ночевали в поле, явился Ангел Господень, осиянный Божественной славой, и сказал: я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь (Лк. 2, 10– 11)
Архиепископ Аверкий (Таушев) замечает: «Здесь важно отметить слова Ангела о том, что эта “великая радость” будет “всем людям”, то есть что Мессия пришел не для одних евреев, но для всего человеческого рода. И как бы в подтверждение истинности слов Ангела явилось “многочисленное воинство небесное”, целый сонм Ангелов, воспевавших дивную хвалу новорожденному Богомладенцу — Мессии: “Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение”».
Ангелы славят Бога, пославшего в мир Спасителя; они воспевают мир, который водворится в душах людей, уверовавших в Спасителя; они радуются за людей, которым возвращено Божие благоволение. Смысл славословия Ангелов состоит в том, что небесные духи достойно славят Бога, ибо на земле водворяется мир и спасение, так как люди сподобились особенного Божьего благословения.
Как весь мир в течение тысячелетий готовился к этому величайшему событию, когда Бог воплотился на земле и вошел в человеческую историю, так, дорогие братья и сестры, и мы должны подготовиться, чтобы самим стать духовными участниками этого события, позволив нашим сердцам стать колыбелью для родившегося Христа. Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)