Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - 9 января.Евангелие от Марка. Глава 10, ст. 46 - 52.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

9 января.Евангелие от Марка. Глава 10, ст. 46 - 52.

46. Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни.

47. Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.

48. Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня.

49. Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя.

50. Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу.

51. Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть.

52. Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге.

(Мк. 10, 46–52)

 

Иерихон, большой иудейский город приблизительно в 25 километрах к северо-востоку от Иерусалима и 8 километрах к западу от Иордана, был важен для иудеев в свете исторических воспоминаний. Недалеко от Иерихона евреи чудесно перешли через Иордан, когда шли из Египта (Нав. 3, 16). Также это был первый чудесно взятый евреями город (Нав 6, 20). Именно здесь со временем сформировались пророческие училища, изучающие слово Божие (4 Цар. 2, 5), здесь пророк Елисей совершил чудо, усладив горькие воды (4 Цар. 2, 21).

Когда Господь выходил из Иерихона, шествуя обычной для иудеев дорогой из Галилеи через заиордансткую область Перею, за Ним следовало множество народа , подобно Ему шедшего в Иерусалим на праздник Пасхи. Выдающегося раввина или учителя в таком путешествии обычно сопровождала толпа народа и учеников, слушавших его рассуждения. Именно так они учили и учились.

По иудейскому закону каждый мужчина иудей старше двенадцати лет, живший не дальше 25 километров от Иерусалима, должен был прийти на праздник Пасхи в Иерусалим. Те же, которые не могли пойти в Иерусалим, выстраивались вдоль улиц городов и деревень, через которые проходили группы паломников на праздник Пасхи, чтобы пожелать им счастливого пути. И потому в тот момент вдоль улиц Иерихона стояло множество людей.

При дороге сидел слепой по имени Вартимей и просил милостыню. Имя Вартимей состояло из двух слов: арамейского «вар», что значит «сын», и греческого «Тимей» – сокращения имени Тимофей. Сам же евангелист Марк и переводит это имя как обозначающее «сын Тимея». И вот этот слепой начал кричать: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня (Мк. 10, 47).

Вартимей, желавший исцелиться, несомненно, слышал о чудесах Спасителя и о том, что некоторые признают Его обещанным Христом, а потому и называл его титулом, который может относиться только к Мессии. Народ же заставлял Вартимея молчать, чтобы он не беспокоил Господа, вероятно, потому, что Спаситель в это время говорил какое-то поучение. Услышав мольбу слепого, Христос остановился и велел позвать его к Себе.

Тогда Вартимей сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу (Мк. 10, 50). И здесь нужно понимать, что у нищего слепого в Иерихоне не было больше ничего. Таким образом, он оставляет свое единственное добро, чтобы прийти к Господу еще прежде исцеления, освобождаясь от всего, что могло помешать ему. Господь спросил Вартимея: чего ты хочешь от Меня? (Мк. 10, 51), на что Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть (Мк. 10, 51).

Священномученик Григорий, епископ Шлиссельбургский, поясняет: «Дорога в Иерихон — разбойничье место. Она является образом пути греха. Сейчас Господь идет из Иерихона и на Его пути сидит слепой и просит милостыню. Здесь все символично: образ души, отошедшей от греха и сидящей при Христовом пути. Евангельский рассказ и такую душу представляет слепой. Душа эта не может свободно идти по дороге. Она прикована в неподвижности и сидит просит милостыни и поддерживает себя милостыней. Вот такой-то душе Христос открывает глаза ее сердца, чтобы она загорелась, и стала жить, и озарилась лучезарным светом Христа и Его истин».

Господь, видя веру Вартимея не только в исповедании его Мессией, но также в готовности принять последствия этого исповедания, говорит ему: иди, вера твоя спасла тебя (Мк. 10, 52). Обретя зрение, Вартимей следует за своим Спасителем.

Вникая в смысл события, описанного в сегодняшнем евангельском чтении, дорогие братья и сестры, нам необходимо задуматься о том, кем мы являемся на дороге жизни: следующими в Небесный Иерусалим по пути духовного развития или сидящими при дороге в состоянии духовной слепоты? И если мы чувствуем, что не продвигаемся вперед, то мы, подобно Вартимею, должны вознести свой глас к Богу, испрашивая Его помощи в стремлении к духовному прозрению. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 
 
Нравится