Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - 21 января.Евангелие от Матфея. Глава 4, ст. 1 - 11.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

21 января.Евангелие от Матфея. Глава 4, ст. 1 - 11.

1. Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола,

2. и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.

3. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.

4. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.

5. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма,

6. и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.

7. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.

8. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их,

9. и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.

10. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.

11. Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.

(Мф. 4, 1–11)

 

Между центральным плоскогорьем Южной Палестины и Мертвым морем простирается мертвая, безнадежная пустыня, называвшаяся Иешимон, то есть «Опустошение». Именно туда возведен был Иисус Христос для искушения от диавола (Мф. 4, 1).

Прежде чем мы приступим, дорогие братья и сестры, к изучению отрывка об искушении Христа, необходимо понять значение слова «искушать». В греческом это «πειραζω» [пиразо]. В русском оно употребляется прежде всего в смысле «соблазнить кого-нибудь на злые деяния, совратить ко греху». Но  это «πειραζω» [пиразо] у греков имеет совершенно иной оттенок значения. Оно скорее значит «испытать».

Хороший пример об искушении, как испытании, мы читаем в 22-й главе Книги Бытия, где речь идет о жертвоприношении Авраамом своего единственного сына Исаака. Бог искушал Авраама (Быт. 22, 1), испытывая его верность. Точно так же как металл, прежде чем употребить его в дело, испытывается при напряжениях, намного превышающих степень, которую ему когда-либо придется выдерживать.

И когда мы говорим об искушении Иисуса Христа в пустыни, мы должны понимать под этим испытание, которому подвергает Себя наш Спаситель прежде Своего общественного служения. Он испытывает Свою человеческую природу, подавая, как всегда, и нам добрый пример, как на это указывает Евфимий Зигабен: «Иисус передается после крещения Духу Святому и ведется Им, куда повелит, и подводится в пустыню на борьбу с дьяволом. И ты после Крещения не будь уже сам руководителем себя самого, но водись лучше Духом и не смущайся, подпадая после Крещения испытаниям. Для того ты и вооружен, чтобы сражаться».

И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами (Мф. 4, 3). Первое искушение состояло в том, чтобы обратить камень в хлеб. Искуситель как бы говорил: «Хочешь, чтобы люди последовали за Тобой? Сотвори чудо, дай им материальные блага». Но Господь ответил на это цитатой из книги Второзакония (Втор. 7, 3), которая другими словами значит: «Человек никогда не будет довольствоваться только одними материальными благами».

В описании второго искушения мы находим Иисуса Христа стоящим на крыле храма, где сходятся притвор Соломонов и Царский притвор. Это было искушение поразить людей чем-то необычным. Но Спаситель ответил словами из книги Второзакония: Не искушай Господа Бога Твоего (Втор. 6, 16). Ведь Бог не фокусник и не стремится к сиюминутной сенсации.

Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне (Мф. 4, 8-9). Это – искушение компромиссом. Диавол как бы намекал: «Люди в моих руках. Давай заключим сделку. Сделай небольшую уступку злу, и люди пойдут за Тобой». Ответ Господа свелся к следующему: в битве со злом не может быть компромиссов, ибо сказано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи  (Мф. 4, 10).

Данное евангельское событие, дорогие братья и сестры, показывает нам то, что искушения всегда соразмерны внутренней силе человека. Нас не одолевает искушение, например, обращать камни в хлеб, по простой причине, что мы не способны это делать. Но любое искушение побеждается, по примеру Спасителя, силой воли, уединенной молитвой и постом. Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 
Нравится