4 февраля.Евангелие от Луки. Глава 18, ст. 1 - 8.
1. Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать,
2. говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился.
3. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего.
4. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь,
5. но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.
6. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный?
7. Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?
8. сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?
(Лк. 18, 1-8)
Сегодня евангельское чтение, дорогие братья и сестры, затрагивает тему дерзновенной молитвы, спасающей от уныния. Спаситель научает, как должно молиться, рассказывая притчу о неправедном судье, который не хотел исполнить просьбу обижаемой вдовы и защитить ее от соперника, но все же помог ей только потому, что она докучала ему, не давая покоя.
В те времена все обычные тяжбы и споры между иудеями разбирались на суде старейшин, а не в открытом народном суде. Если по иудейскому закону какое-либо дело выносилось на третейский суд, то решал не один человек, а, по крайней мере, три человека: одного назначал истец, другого – ответчик, третий же был независим ни от одного, ни от другого.
Судья, о котором идет речь в притче, находился на государственной службе, то есть назначался Иродом или римлянами. Такие чиновники пользовались дурной славой. Кто не имел хороших связей или денег, чтобы подкупить судью и склонить решение в свою пользу, у того было мало надежды на положительное решение своего дела. Официальное название должности этих судей звучало как Даййнех Газерот, что значило «судьи запрещающие или наказывающие». В народе же их называли Даййнех Газелот, что значит «судьи-грабители».
Вдова символизирует всех бедных и беззащитных. Совершенно очевидно, что без средств и связей она не могла добиться правосудия по своему делу. Но, говоря о вдове, Христос показывает силу настойчивой просьбы среди людей. Она добивается того, что ей нужно, хотя ее положение кажется абсолютно безнадежным.
У нее нет средств, чтобы заплатить этому судье и тем более подкупить его. Но своей надоедливостью она, в конечном итоге, побеждает его. Вдова добивается правды не из-за праведности судьи или его способности к состраданию, но исключительно благодаря своей неотступности.
Окончив рассказывать притчу, Спаситель сказал: слышите, что говорит судья неправедный? (Лк. 18,6). Если он, будучи неправедным, все-таки защитил несчастную вдову, неотступно просившую у него защиты, то Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре (Лк. 18, 7-8).
Интересно, что в этой притче использован тот же прием, что и в притче о друге, зашедшем в полночь. Как там, так и здесь Христос не проводит параллель между Богом и бесчестным судьей, а противопоставляет Бога неправедному судье. Если судья неправедный вынужден был уступить вдове, тем более праведнейший Бог заступится за тех, кто непрестанно обращается к Нему.
Борис Ильич Гладков отмечает: «Итак, если нет места сомнениям, то неуместно и уныние. Верующий должен молиться, твердо верить в возможность получения просимого, своими делами сделаться достойным того, то есть стать как бы избранным, и никогда не унывать, если просимое не скоро дается. Сказываю вам, – говорит Христос, – что подаст им защиту вскоре».
Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лк. 18, 8) – несмотря на ту несомненную истину, что Бог защитит избранных Своих вскоре, найдет ли Он верных, которые имели бы такое постоянство и такую настойчивость в молитве, какая требуется?
Александр Павлович Лопухин поясняет: «Христос как бы говорит: “Это уже несомненно, что Сын Человеческий придет, чтобы помочь верующим и наказать неверующих. Но вопрос в том, много ли больше веры найдет Он к Себе, приходя во второй раз, чем нашел при первом Своем пришествии на землю?” Но Христос не говорит, что мало найдет веры в среде христианства, а вообще изображает состояние человечества, “веру на земле”».
Этими словами, дорогие братья и сестры, Господь желает донести следующую мысль: никогда нельзя унывать, нужно лишь молиться с глубокой верой. Вера – самое главное, что ищет Христос на земле. Господь желает спасения каждого человека, но в нашем спасении требуется и наше участие, и Бог ждет его от нас. Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)