5 февраля.Евангелие от Луки. Глава 18, ст. 10 - 14.
10. два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
11. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
12. пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
13. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
14. Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
(Лк. 18, 10–14)
Евангелист Лука, дорогие братья и сестры, передает нам рассказанную Христом притчу о мытаре и фарисее, предваряя ее такими словами: Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других (Лк. 18, 9). Таким образом, открывая каждому читающему Евангелие, к кому обращена данная история, которая могла иметь место в Иерусалимском храме.
Набожные иудеи молились три раза в день: в 9 часов утра, в полдень и в 3 часа дня. Считалось, что особую силу молитва имела в храме, и поэтому в эти часы многие приходили в храм помолиться. Пришли в храм среди прочих некий фарисей и мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю (Лк. 18, 11–12).
Из данных слов фарисея мы можем увидеть, что, собственно, он приходил молиться не Богу: он молился сам себе. Молитва всегда обращена к Богу и только к Богу. Но фактически фарисей пришел в храм не молиться, а сообщать Богу, каким благородным он является.
По иудейскому закону был лишь один обязательный пост – в День очищения (то есть в десятый день седьмого месяца года). Но некоторые, стремясь добиться особых заслуг перед Богом, постились также по понедельникам и четвергам. Стоить отметить, что это были рыночные дни, когда в Иерусалим приходило много народа из деревни. Постившиеся выходили на улицы с бледными лицами и печальным выражением лица и были небрежно одеты, и поэтому в эти дни наибольшее число людей могли заметить их набожность.
Что же касается десятины, которую упоминает фарисей в молитве, то, как известно, все иудеи должны были приносить десятую часть от своих доходов левитам, как указывалось в 18-й главе Книги Чисел и 14-й главе Второзакония. Но фарисеи демонстративно платили десятину даже с тех продуктов, которые не были указаны в законе или даже были исключены из него.
Помимо фарисея в храм вошел мытарь, сборщик налогов, и, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику (Лк. 18, 13).
Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «В притче, примером мытаря и фарисея, Господь научает нас, с каким расположением духа нужно молиться нам в Церкви, или где бы то ни было. Послушаем, как молился фарисей и как мытарь; кто из них угодил Богу своею молитвою и кто нет; чем угодил один и чем не угодил другой, чтобы и нам научиться всегда молиться богоугодно, а не в осуждение». Действительно, молиться нужно со смиренным сердцем. Как заметил один богослов: «Врата небесные столь низки, что войти в них можно только на коленях». Только сердечное сокрушение позволяет человеку быть услышанным Богом.
Также стоит отметить, что презрение к своим собратьям и высокое самомнение обрекает нашу молитву на осуждение. Как заметил в одной из своих проповедей архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Чтобы освободиться от греха самомнения, следует сопоставлять свою жизнь не с себе подобными, но с достигшими совершенства. Многие подобострастные нам люди победили в себе грех, искоренили все греховные страсти, уготовили себя в жилище Святому Духу. [… ] Так попытаемся сравнить их чистую добродетельную жизнь со своей».
Применяя эту притчу к себе и заглядывая в глубину своей души, мы должны сознаться, что нередко бываем такими же фарисеями, о каких говорил Христос. Лишись мы повседневного комфорта или коснись нас несчастье, как мы начинаем роптать: «За что Бог наказывает меня? Ведь у меня нет таких грехов, за которые я заслуживал бы такого наказания? Я не убийца, не грабитель, не вор; я посещаю храм Божий почти каждое воскресенье и во все большие праздники; соблюдаю все таинства и обряды; подаю милостыню нищим; я не таков, как прочие люди; за что же Ты караешь меня так, Господи?»
Говорящий или думающий так разве не тот же самооправдывающийся или самовозвышающийся фарисей, о котором говорил Христос в Своей притче? Постараемся же, дорогие братья и сестры, и в горе и в радости молиться со смирением: «Боже! будь милостив ко мне грешнику»! Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)