7 февраля.Евангелие от Марка. Глава 13, ст. 14 - 23.
14. Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно, — читающий да разумеет, — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
15. а кто на кровле, тот не сходи в дом и не входи взять что-нибудь из дома своего;
16. и кто на поле, не обращайся назад взять одежду свою.
17. Горе беременным и питающим сосцами в те дни.
18. Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою.
19. Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет.
20. И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни.
21. Тогда, если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот, там, — не верьте.
22. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.
23. Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам все.
(Мк. 13, 14–23)
В сегодняшнем евангельском чтении, дорогие братья и сестры, мы слышим пророчества Христа о разрушении Иерусалима и конце мира. Осада Иерусалима была одной из самых ужасных во всей истории древнего мира. Этот город действительно было трудно взять: он стоял на горе, а его защитники были религиозными фанатиками, и потому римский полководец Тит решил взять его измором.
Для обозначения будущего состояния Иерусалима Господь употребляет слова из книги пророка Даниила «мерзость запустения» (Дан. 12, 11). Это выражение из книги Ветхого Завета описывает состояние храма после событий 170 года до Рождества Христова. Сирийский царь Антиох I Епифан решил искоренить иудаизм. Он захватил Иерусалим, осквернил храм, установив там жертвенник Зевсу Олимпийскому, и приносил на нем в жертву свинину, а в помещениях храма устроил публичные дома.
Господь предсказывает, что это повторится снова и святое снова будет осквернено, как это уже было однажды. Как замечает Александр Павлович Лопухин, «Спаситель берет хорошо известное библейское изречение только в общем смысле, как оно понималось иудеями, по которому языческая сила принесет опустошение — сделает город и храм пустыней».
Христос предрек, что если бы дни осады не были сокращены, то не спаслась бы ни одна живая душа. Интересно отметить, что Господь дал практический совет, который не был принят, что еще больше усугубило размеры бедствия. Иисус советовал людям бежать в горы, когда наступит этот день, но они сделали все наоборот: собрались со всей страны в город, за стены Иерусалима, что усилило ужасы голода во время осады в сотни раз.
При прочтении труда Иосифа Флавия «Иудейская война» становится видно, насколько прав был Христос: «Тогда голод стал распространяться и пожирал людей целыми семьями и домами; верхние комнаты были переполнены женщинами и детьми, умиравшими от голода; улицы города были полны мертвых тел стариков; дети и молодые люди бродили как тени по рыночным площадям, опухшие от голода, и падали замертво там, где их настигало несчастье. Среди этого бедствия никто никого не оплакивал, никто не жаловался... Глубокая тишина, а также нечто вроде мертвой ночи охватили город... И все они умирали, устремив взор на Храм».
Иосиф Флавий сам пережил ужасы этой осады и сообщает, что 97 000 человек были взяты в плен и обращено в рабство, а умерли 1 100 000 человек. Подобные ужасы пережили и некоторые наши современники во время блокады Ленинграда, когда, по некоторым данным, погибли порядка полутора миллиона человек. Упокой их, Господи.
Христос указывает на то, что, если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни (Мк. 13, 20). Под «избранными» Спаситель подразумевает верующих в Него людей, доверяющих Богу.
Мы должны помнить, что мудрость Христова нужна не только отдельным людям, но и целым народам. Если руководители наций и народов в своей деятельности не следуют учению Христа, то они могут привести людей лишь к гибели, не только духовной, но и физической. Но при этом будем помнить, дорогие братья и сестры, что молитвами избранных мир не только стоит, но и избавляется от войн и разрушений. И именно на нас лежит ответственность молиться за мир. Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)