20 февраля.Евангелие от Луки. Глава 19, ст. 29 - 40; глава 22, ст. 7 - 39.
9. И когда приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух учеников Своих,
30. сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите;
31. и если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу.
32. Посланные пошли и нашли, как Он сказал им.
33. Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его сказали им: зачем отвязываете осленка?
34. Они отвечали: он надобен Господу.
35. И привели его к Иисусу, и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса.
36. И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге.
37. А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они,
38. говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!
39. И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим.
40. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.
(Лк. 19, 29–40)
7. Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца,
8. и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху.
9. Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить?
10. Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он,
11. и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?
12. И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте.
13. Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху.
14. И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним,
15. и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания,
16. ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием.
17. И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою,
18. ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие.
19. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.
20. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается.
21. И вот, рука предающего Меня со Мною за столом;
22. впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается.
23. И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает.
24. Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим.
25. Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются,
26. а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий.
27. Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий.
28. Но вы пребыли со Мною в напастях Моих,
29. и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство,
30. да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.
31. И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу,
32. но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих.
33. Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти.
34. Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня.
35. И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем.
36. Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч;
37. ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу.
38. Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно.
39. И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.
(Лк. 22, 7–39)
О споре учеников относительно первенства свидетельствует только евангелист Лука. Апостолы перешли к этому спору вполне естественно, начав с обсуждения вопроса, кто может явиться предателем Господа: Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться бо́льшим (Лк. 22, 24). И это одно из самых трагических событий во всем Евангелии, ведь в этот момент Спасителю уже непосредственно грозило распятие.
Расположение мест на еврейском празднике было строго установлено. Стол представлял собой квадрат с одной свободной стороной. Во главе стола в центре сидел хозяин. По правую руку от него сидел самый важный гость, по левую руку – второй по важности, вторым по правую руку от хозяина сидел третий по важности гость, вторым по левую от него руку – четвертый, и так далее вокруг стола.
Ученики заспорили о том, где кто должен сидеть, потому что они еще не избавились от идеи земного царства. Господь же им прямо заявил, что нормы Его царства в корне отличаются от мирских норм: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий (Лк. 22, 25–26). Царь земной оценивается по власти, которой он обладает. Одним из самых типичных титулов восточного царя был «Евергет», что соответствует греческому « благодетель» . Таким титулом отмечались особые заслуги этих правителей перед государством.
Приводя этот пример, Господь указывает на то, что и самого спора о первенстве между апостолами не должно быть. Искать возвышения над другими свойственно царям-язычникам, а апостолы должны стараться только услужить друг другу. Ведь миру в первую очередь нужно служение. Господь в пример самоуничижения указывает на Самого Себя как на обыкновенного раба, служащего за столом: Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий (Лк. 22, 27). Конечно, это выражение только символ самоуничижения Христа по отношению к людям.
Блаженный Феофилакт пишет, что Господь укрощает смятение учеников двумя примерами: «Во-первых, примером язычников, которых они считали скверными, объявляя, что если они будут так думать, то подобны будут язычникам. Во-вторых, Собственным Своим примером, ибо, объяснив, что Он служит им, Он этим приводит их к смиренномудрию. Именно в то время Он, как сказано, разделил им хлеб и чашу. Если Я, Которому поклоняется вся ангельская и разумная тварь, служу посреди вас, то вы как осмеливаетесь думать о себе много и спорить о первенстве? Мне кажется, что Он упомянул об этом возлежании и служении не мимоходом, но чтоб напомнить им, что если вы ели от одного хлеба и пили от одной чаши, то одна трапеза делает вас друзьями и единомысленными».
Но вы пребыли со Мною в напастях Моих (Лк. 22, 28), – говорит Господь, не отрицая, что апостолы имеют действительные заслуги. Но эти заслуги состоят только в том, что они переносили вместе со Христом различные испытания, которым Он подвергался во время Своего смиренного служения человечеству. А потому и добавляет, что все стойко стоявшие с Ним до конца будут вместе с Ним в Царствии Божием: и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых (Лк. 22, 29–30).
Преподобный Антоний Великий замечает: «Кто с покорностью участвует в страданиях Господа Христа, тот будет участвовать и в покое Его. Кто терпит труды, поношение, обиды и презрение, тот прославится».
Таким образом Спаситель со Своей стороны в награду за верность завещает Царство или господство, как предназначено и Ему Отцом Небесным. И поскольку Господь предсказал ученикам в будущем высокую честь, то, чтобы они не возгордились, говорит: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу (Лк. 22, 31).
Александр Павлович Лопухин поясняет: «Подобно тому как диавол некогда искушал Иова (Иов 1, 2), он просил разрешения у Бога преследовать разными испытаниями и апостолов, чтобы поколебать их верность Христу. Действие сатаны в этом случае Христос уподобляет действию земледельца, который просеивает посредством решета пшеницу, чтобы отделить ее от плевел».
Господь прежде всего молился о Петре, о чем ему и сообщает: но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя (Лк. 22, 32). Петру при его горячем, подвижном характере более, чем другим апостолам грозила опасность падения, а потому Спаситель особенно молился о нем. При этом Господь объявляет Петру и утешение: хотя он на время и отступит от Христа, но потом снова обратится к Нему и станет даже утверждать в вере других братьев своих: и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих (Лк. 22, 32).
Слова Спасителя, которые мы, дорогие братья и сестры, слышим в сегодняшнем евангельском отрывке, просвещают всех нас Божественным светом и указывают путь ко спасению посредством служения своим ближним. Господь наш Иисус Христос пришел в мир, чтобы послужить делу спасения человечества. Так и истинные ученики, последователи Христовы, должны, в первую очередь, служить людям. Такое служение является лучшей проповедью и заключается в проявлении любви и сострадания к ближним, совершении дел милосердия и оказании помощи! Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)