23 февраля. Евангелие от Луки. Глава 23, ст. 1 - 34; 44 - 56.
1. И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату,
2. и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем.
3. Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он сказал ему в ответ: ты говоришь.
4. Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке.
5. Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места.
6. Пилат, услышав о Галилее, спросил: разве Он Галилеянин?
7. И, узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме.
8. Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо,
9. и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему.
10. Первосвященники же и книжники стояли и усильно обвиняли Его.
11. Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату.
12. И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом.
13. Пилат же, созвав первосвященников и начальников и народ,
14. сказал им: вы привели ко мне человека сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его;
15. и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нем достойного смерти;
16. итак, наказав Его, отпущу.
17. А ему и нужно было для праздника отпустить им одного узника.
18. Но весь народ стал кричать: смерть Ему! а отпусти нам Варавву.
19. Варавва был посажен в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство.
20. Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса.
21. Но они кричали: распни, распни Его!
22. Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу.
23. Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников.
24. И Пилат решил быть по прошению их,
25. и отпустил им посаженного за возмущение и убийство в темницу, которого они просили; а Иисуса предал в их волю.
26. И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом.
27. И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем.
28. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших,
29. ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!
30. тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас!
31. Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?
32. Вели с Ним на смерть и двух злодеев.
33. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону.
34. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий.
(Лк. 23, 1–34)
44. Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого:
45. и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине.
46. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух.
47. Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник.
48. И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь.
49. Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это.
50. Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый,
51. не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия,
52. пришел к Пилату и просил тела Иисусова;
53. и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен.
54. День тот был пятница, и наступала суббота.
55. Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его;
56. возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди.
(Лк. 23, 44–56)
Во времена Христа иудеи не имели права приводить в исполнение смертный приговор. Обвинительное заключение утверждал и приводил в исполнение губернатор, назначенный Римом. Именно поэтому Христа повели к Понтию Пилату.
В синедрионе иудеи обвинили Господа в богохульстве по причине того, что Он посмел назвать Себя Сыном Божиим. Но в то же время они хорошо знали, что в глазах Пилата, как ставленника римской власти, больший вес будет иметь политический характер обвинения, нежели религиозный: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем (Лк. 23, 2).
Пилат был одним из самых опытных римских правителей. Он понимал затею иудеев, но также боялся настроить их против себя. Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места. Пилат, услышав о Галилее, спросил: разве Он Галилеянин? (Лк. 23, 5-6). Дабы самому выйти из затруднительного положения, Пилат ухватился за эту мысль.
Галилея была подчинена четверовластнику Ироду Антипе. Антипа хотя и был родом идумеянин, но исповедовал еврейскую религию и потому по случаю праздника Пасхи был теперь в Иерусалиме. Некогда Пилат был во враждебных отношениях с Антипой, но их вражда уже давно утихла. И в знак уважения Пилат отправил подданного галилейской области на суд к правителю Галилеи, заодно отстраняя себя от утверждения решения синедриона.
Ирод знал Христа только по слухам и одно время принимал Его за воскресшего Иоанна Крестителя. Несомненно, он слышал про чудеса, которые совершал Господь, а потому, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо (Лк. 23, 8).
Задавал он Спасителю и многие вопросы, надеясь услышать что-нибудь занимательное, но Господь хранил полное молчание. Зато первосвященники и книжники много говорили, усиленно обвиняя Спасителя. Однако Ирод знал, что первосвященники и народные начальники преследуют Иисуса из-за своих личных видов, а потому недоверчиво отнесся к их уверениям.
Но вместе с тем он был недоволен и Христом по причине того, что Он не совершил перед ним никакого чуда, а потому Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату (Лк. 23, 11). Разочаровавшись, Ирод решил, что Христос никакой не чудотворец, а обычный проповедник, и все чудеса Ему приписывала лишь невежественная толпа. А посему такой Человек не был опасен и заслуживал не казни, а насмешки.
Борис Ильич Гладков поясняет: «Чтобы показать Пилату, что Иисус, кроме насмешек, никакого иного наказания не заслуживает, Ирод велел надеть на Него длинную светлую одежду, какую обыкновенно надевали римские полководцы, а также иудейские цари в торжественных случаях. В такой одежде Ирод отправил Иисуса к Пилату обратно. Не произнося сам никакого приговора, ни обвинительного, ни оправдательного, а предоставляя суд Пилату, Ирод, со своей стороны, хотел этим оказать ему вежливость».
Спасителя снова привели к Пилату, который пытался отклонить утверждение смертного приговора. Но толпа иудеев заставила его поступить иначе. Это объясняется просто: за время правления в Палестине Понтий Пилат допустил несколько грубых ошибок. Одной из них было строительство новой водопроводной системы, оплаченное из казны храма, что было запрещено. И, если бы иудеи сообщили римскому императору об этом, Понтий Пилат был бы немедленно смещен. А потому, желая остаться правителем Палестины, он предпочел пожертвовать справедливостью и утвердил смертный приговор Христу.
Как мы видим из этих строк, дорогие братья и сестры, у Пилата не хватило мужества поступить так, как этого требовала от него справедливость. Ведь выбрать Христа и последовать за Ним – значит пойти против зла. Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)