28 февраля. И псы едят крохи, которые падают со стола господ их
Сегодня мы продолжаем с вами изучение Священного Писания Нового Завета в формате вопросов и ответов.
Виктория спрашивает:
«Зачем изучать все четыре Евангелие? А если речь идет о выборе каждого человека (на свой вкус), тогда непонятно следующее — почему дана такая возможность?»
Виктория Визгина
Главная цель Священного Писания Нового Завета – богооткровение, явленное во Иисусе Христе. Уже с первых веков христиане стремились как можно подробнее узнать о жизни, проповеди, чудесах, крестной смерти и воскресении Спасителя. А потому собирали различные тексты евангельской истории, из которых в дальнейшем Святая Церковь в соборном разуме святых отцов утвердила четыре всем нам известных книги: Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна.
Все эти книги признаны Церковью богодухновенными, то есть написанными по внушению Божественной благодати Святого Духа. Но при этом стоит отметить, что Священное Писание – результат синергийного (совместного) действия Божественной и человеческой воли. В таком действии человек не является пассивным орудием и безличным инструментом Бога, а становится сотрудником и соучастником Его всеблагого действия.
Так как каждый из авторов Евангелия имел свои личные качества, а так же и цели написания Священной истории, то в самих текстах мы находим разные акценты на личность и служение Иисуса Христа.
К примеру, евангелист Матфей писал для еврейской аудитории, и одной из его целей было показать через родословие Иисуса Христа исполнение ветхозаветных пророчеств, доказать, что Господь был долгожданным Мессией, «Сыном Давида» и, следовательно, заслуживает доверия иудеев.
Евангелист Марк писал для язычников, об этом говорит то, что он не упоминает вещи, важные для иудейских читателей (к примеру, родословие, разногласия Христа с еврейскими лидерами, частые ссылки на Ветхий Завет). Этот апостол уделяет особое внимание роли Христа как Сына Божия, Который пришел в мир не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить другим и отдать Свою жизнь в качестве искупителя человеческого рода.
Евангелист Лука написал как Евангелие, так и Книгу деяний апостолов. Апостол Лука – единственный автор из язычников среди всех новозаветных авторов. Он всегда считался скрупулезным исследователем среди тех, кто использует его записи в исторических исследованиях. И, как историк, он утверждает, что его намерением было написать обо всей жизни Христа по порядку, основываясь на свидетельствах очевидцев.
Его Евангелие было составлено для языческой аудитории. Намерением Луки было показать, что христианская вера основана на событиях исторически надежных и поддающихся проверке. Лука часто говорит о Христе как о «Сыне Человеческом», делая акцент на Его человеческой природе. Помимо этого, он описывает множество деталей, которых нет в других Евангелиях.
Четвертое Евангелие, авторство которого приписывается апостолу Иоанну, отличается от предыдущих трех евангелий и содержит больше богословских размышлений по отношению ко Христу и значению веры. Евангелие от Иоанна начинается не с рождения Иисуса или Его служения на земле, а с пролога, в котором открываются свойства Сына Божия еще до того момента, как Он стал человеком. Это Евангелие подчеркивает Божественную природу Христа, что видно из использования им таких фраз, как Слово было Бог (Ин. 1, 1), Спаситель мира (Ин. 4, 42), Сын Божий (используется много раз).
Таким образом, в четырех различных и одновременно точных описаниях Христа открываются различные аспекты Его личности и служения. Из четырех Евангелий нам дана возможность узнать о Нем достаточно, чтобы оценить то, Кем Он является и что Он совершил для нас, чтобы через веру в Него мы имели вечную жизнь.
«Не могли бы Вы пояснить отрывок из Евангелия от Матфея (Мф. 15, 21–28). Как же мог Милосердный Господь так жестко отказать женщине в бедственном положении?»
Елена Севрюк
Предлагаю вначале прочитать данный евангельский отрывок:
21. И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.
22. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.
23. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.
24. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.
25. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.
26. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
27. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.
28. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.
(Мф. 15, 21–28)
Величайшее значение и глубокий смысл этого отрывка заключаются в том, что он знаменует распространение Евангелия во всем мире, в нем показано начало конца всех барьеров и преград. В Палестине не было такого места, где бы уединение Спасителя никто не нарушил: куда бы Он ни пошел, народ повсюду следовал за Ним. А потому Он направился прямо на север, через Галилею, пока не пришел на территорию Тира и Сидона.
Там Он мог, по крайней мере на время, побыть в безопасности от злобной враждебности книжников и фарисеев и опасной популярности у народа, потому что ни один иудей не последовал бы за Ним на территорию язычников.
Но даже в чужих краях Христос не мог укрыться от настоятельных просьб нуждающихся людей. Женщина, обратившаяся к Нему с просьбой изгнать беса из ее дочери, была язычницей. Она называет Иисуса Господом и Сыном Давида, что, вероятно, означало, что эта женщина видела в Нем Спасителя Израиля. Она умоляла Христа о помощи, потому что ее дочь испытывала страшные муки.
Сначала Господь, казалось, вовсе не обращал на нее никакого внимания. Ученики же Его просили отпустить ее, потому что хотели скорее избавиться от ее присутствия. Конечно, Христа переполняло сочувствие к этой женщине, но ведь она была язычницей, а избранным народом Божьим были иудеи. Им, а не кому-то другому был обещан Искупитель Божий, и именно к ним Он должен был прийти в первую очередь: спасать и совершать чудеса.
Продолжая испытывать веру женщины, Господь обращается к ней со словами: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам (Мф. 15, 26). Назвать человека псом – значило смертельно и презрительно оскорбить его. Иудеи высокомерно говорили о «псах-язычниках», «неверных псах». В то время собаки считались дикими и грязными животными, питающимися на улице отбросами.
Но надо обратить внимание на то, что в греческом оригинале употреблена уменьшительная степень от слова « собака» – «кунарион». Слово «кунарион » обозначало маленьких домашних собачек, в отличие от бездомных собак, рывшихся в отбросах и наполнявших улицы лаем и визгом.
Этими словами Господь хотел сказать, что Он не затем удалился от избранного народа, чтобы отнять у них Свою чудотворную силу и расточать ее в языческой стране. Конечно, эти слова были произнесены только для того, чтобы обнаружить перед всеми силу веры этой женщины и показать, что и язычники, когда они веруют, достойны милости Божией, вопреки тому презрению, которое иудеи питали к ним.
И действительно, женщина показала всю высоту своей веры и вместе с тем необычайную глубину смирения, приняв обидное название собачки, как язычницы, и ответив на слова Господа: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их (Мф. 15, 27). Эта великая вера и глубокое смирение были тотчас же вознаграждены: дочь хананеянки исцелилась.
Дорогие братья и сестры, если и у вас появились вопросы по Четвероевангелию, вы можете задать их в обсуждении на официальной странице телеканала «Союз» в социальной сети «ВКонтакте». А ответы услышать в нашей программе. Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)