1 марта. Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит
Мы с вами продолжаем искать ответы на вопросы по текстам Священной Истории.
Вопрос по Евангелию от Луки, глава 20, стих 18: « Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. Объясните, пожалуйста, смысл этой строки».
Нина Калентьева
В прямом смысле данное выражение можно понимать как образ хрупкого глиняного кувшина, который, упав на камень, разбивается на мелкие кусочки, а если камень падет на него, то разбивает сосуд вдребезги. Стихом выше Господь сравнивает Себя с краеуголным камнем – самым важным удерживающим звеном в конструкции здания. Камень и есть Христос. Поэтому борьба с этим камнем, то есть с Самим Богом, всегда обречена на поражение для человека, кем и каким бы он ни был.
Преподобный Иустин (Попович), пишет: «Кто атакует этот камень каким бы то ни было оружием: разумом, чувством, телом, мечем, пушкой, или самим адом, и всеми видами грехов и страстей, в конце концов, разобьется. Если случится, что какой-то упрямый богоборец тайно борется с Христом Богом, все же придет день, когда на него упадет этот Божественный камень и раздавит его».
В истории христианства подобное происходило не раз, когда некие силы пытались разрушить Церковь Христову как внешне – через гонения, так и изнутри – через ереси и расколы, но правда Божия всегда одерживала верх. И тут уместно, на мой взгляд, вспомнить шутку: «”Бог умер,” – написал Ницше. “Ницше умер,” – сказал Бог». Последнее слово всегда за Ним.
Перейдем к следующему вопросу:
«Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? (Мф. 3, 7). Почему Иоанн Креститель так резко обращался к приходящим людям? И почему нельзя убежать от будущего гнева?»
К Иоанну действительно приходили самые разные люди, даже те, кого вряд ли можно было здесь ожидать. Матфей, а также Лука сообщают, что к Иоанну приходили фарисеи и саддукеи. Это были члены противоположных друг другу религиозных течений, испытывавших друг к другу враждебные чувства.
Только евангелист Иоанн Богослов, один из всех новозаветных авторов, указывает подлинную причину посещения Иоанна представителями религиозных властей – не для омовения, а, так сказать, с целью инспекции, чтобы узнать у Иоанна, кто он такой и какие у него имеются полномочия, чтобы совершать очищение людей от грехов. Кстати, греческий текст у Матфея также позволяет понять, что фарисеи и саддукеи пришли не для омовения, а чтобы как-то воспрепятствовать ему.
Гневные слова прозвучали в адрес людей, абсолютно уверенных в своем превосходстве над другими. Фарисеи почти всех остальных считали грешниками, проклятыми Богом. Саддукеи представляли собой храм. Кто мог быть ближе к Богу, чем они? Но Иоанн называет их змеиным порождением, или отродьем. Как змеи меняют кожу, оставаясь такими же злыми и опасными, так и омовение не преобразит порочных людей. Ведь оно не магический обряд, а знак глубинного преображения всего человека.
Кто внушил вам бежать от будущего гнева ? (Мф. 3, 7). Это риторический вопрос, и вероятный ответ на него: «Конечно, не я, не Иоанн». Бог в Священном Писании не раз назван Сердцеведцем, Он судит не по тому, каким человек кажется, а по тому, что он на самом деле из себя представляет. Вот почему очень важен в понимании этих слов следующий стих: Сотворите же достойный плод покаяния (Мф. 3,8). Иными словами, докажите на деле, чего стоит ваше крещение. Как дерево познается по плодам, которые оно приносит, так и люди должны доказать истинность возвращения к Богу своей жизнью, своими делами.
Следующий вопрос звучит так:
«”Боже Мой, Боже Мой! Для чего ты меня оставил?” Значит ли это, что Иисус Христос находился на кресте как человек, без Божественной сущности?»
Маргарита
По учению IV Вселенского Собора мы исповедуем, что Господь наш Иисус Христос «…совершенный по Божеству и совершенный по человечеству, истинный Бог и истинный Человек… познаваемый в двух природах неслиянно, неизменно, нераздельно, неразлучно; различие Его природ никогда не исчезает от их соединения, но свойства каждой из двух природ соединяются в одном лице и одной ипостаси так, что Он не рассекается и не разделяется на два лица, но Он один и тот же Сын Единородный, Бог Слово, Господь Иисус Христос…»
Таким образом, Богочеловек Иисус, Сын Божий претерпел страдания на кресте. В самих же словах Иисуса Христа о богоставленности и является нам человеческая природа, страдающая и воспринимающая боль, как и мы с вами.
Священномученик Киприан, епископ Карфагенский, писал: «Для чего оставлен Господь? Дабы нам не быть оставленными Богом; оставлен для искупления нас от грехов и вечной смерти; оставлен для показания величайшей любви к роду человеческому; оставлен для доказательства правосудия и милосердия Божия; для привлечения нашего сердца к Нему, для примера всем страдальцам».
Именно там, на кресте, должен был умереть Богочеловек Христос, так как только умирая и проникая в ад, Божество, соединенное с человечеством, могло разрушить Своим присутствием место власти диавола, даруя свободу от вечной смерти любящим Бога людям.
Александр Попов спрашивает:
«Почему Господь, изгнав легион бесов из бесноватого, позволил им войти в стадо свиней, пасущихся рядом?»
Об истории исцеления бесноватого повествуют евангелисты Марк и Лука, Матфей говорит о двух бесноватых. Местом, где произошло исцеление, Марк и Лука называют Гадаринскую страну, названную так по имени находившегося в ней города Гадары, а Матфей – Гергесинскую, от имени другого города, Гергесы; оба селения были в числе городов Десятиградия.
То, что местные жители разводили свиней, считавшихся в Библии нечистыми животными, говорит о том, что они были язычниками. Держать свиней было запрещено иудейским законом.
Само присутствие Иисуса Христа на тех территориях заставляло бесов испытывать мучения. Они нашли благоприятный сосуд для своего пребывания на земле – человека или, как указывает Матфей, двух людей, которые посредством своих грехов или страстей попустили сделать себя жилищем легиона нечистых духов. Осознавая, что сейчас лишатся этого дома, бесы просят позволения Христа поселиться в других живых существах – свиньях, которые также считались нечистыми в глазах Божиих. И Господь попускает это, наглядно показывая ученикам и жителям Десятиградия подлинную природу нечистых духов, которые противятся всему, что творит Бог.
Если Бог созидает и животворит, то они, напротив, стремятся к тому, чтобы разрушить и умертвить. Но если человек, как образ Божий, имеет в себе разум, противящийся подчинению бесовской воле, то свиньи такого разума не имеют и бросаются с крутизны в море, чтобы исполнить бесовское желание убивать. Но в присутствии Бога они не могут ничего делать самостоятельно. И Господь показывает, что для Него важнее человек, а не животное, что Он пришел избавить от страдания именно человека.
Дорогие братья и сестры, если и у вас появились вопросы по Четвероевангелию, вы можете задать их в обсуждении на официальной странице телеканала «Союз» в социальной сети «ВКонтакте». Постараемся ответить на эти вопросы в нашей передаче. Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)