Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - 2 марта. Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

2 марта. Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его

Мы с вами продолжаем искать ответы на вопросы по текстам Священной истории.

«Почему в Евангелии от Марка нет упоминания о покаявшемся разбойнике, но сказано, что И распятые с Ним поносили Его (Мк., 15,32)?»

Татьяна Синичкина

Евангелист Марк, как, впрочем, и евангелист Матфей ничего не сообщают о покаявшемся разбойнике в отличие от евангелиста Луки. Стоит отметить, что различие в тексте может исходить из цели написания. Так, евангелисты Марк и Матфей хотели подчеркнуть, что Христа хулили не только собравшиеся вокруг места казни, но даже распятые с Ним разбойники – весь мир озлобился на Господа. В то время как для евангелиста Луки была важна каждая деталь, в том числе и диалог Спасителя с раскаявшимся разбойником.

К тому же евангелисты неоднократно используют литературный прием, когда действия или слова одного человека отождествляются с несколькими или со всеми участниками разговора или происшествия. К примеру, когда ко Христу прикоснулась женщина, страдавшая кровотечением, Он спросил: «кто прикоснулся ко мне»? По Евангелию от Марка Христу отвечали ученики, а у Луки ответ дает один апостол Петр. Возможно, и в данном случае евангелисты Марк и Матфей применяют подобный метод обобщения по отношению к разбойникам, распятым на Голгофе со Христом.

«У меня есть любимые “отрывки” из Евангелия. Особенно из Евангелия от Иоанна. Когда Мария не находит Господа во гробе, звучат ее слова: “унесли Господа моего и не знаю, где положили его” (Ин., 20,13). Тут присутствует простая человеческая тоска о дорогом человеке. Или я думаю слишком приземленно?»

Татьяна Комкова

Открою небольшой секрет: и у меня есть любимые моменты в Священном Писании, которые как по-особенному близки сердцу. Предлагаю прочитать об этой удивительной встрече Марии Магдалины и Воскресшего Спасителя, описанное евангелистом Иоанном, где встречается выражение, о котором идет речь в вопросе.

11. А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб,

12. и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса.

13. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его.

14. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.

15. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.

16. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! — что значит: Учитель!

17. Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.

(Ин. 20, 11–17)

Событие, описанное в этом отрывке, происходит в час глубочайшего отчаяния Марии Магдалины. Она, свидетельница небывалых чудес, верная последовательницы Христова, не отошедшая от Него и в момент распятия и видевшая место захоронения своего возлюбленного Учителя, стоит теперь на коленях у пустого гроба.

Она в силу сложившейся традиции не могла присутствовать при погребении, и единственная возможность проститься с Иисусом для Магдалины, как и для других женщин, открывалась в момент последнего возливания благовонных масел на усопшего. Но ее лишили и этого.

Придя впервые ко гробу Спасителя и видя, что камень отвален от гроба (Ин. 20, 1), Мария бежит к апостолам Петру и Иоанну. Именно Магдалина сообщает им, что гроб пуст, и тут же выдвигает версию, что тело Учителя украли или перезахоронили. Не веря, что такое могло произойти, Петр и Иоанн побежали к гробнице и убедились в том, что Христа там не было, но увидели лежавшие отдельно друг от друга пелены и плат, в которые было некогда завернуто тело Иисуса.

В то время как апостолы возвратились обратно, Магдалина осталась у гробницы. Всматриваясь в ее пустоту, через слезы она видит двух ангелов, которые спрашивают о причине ее горя. И она отвечает им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его (Ин. 20, 13).

Даже не хочу размышлять о том, что было бы со мной, если бы я увидел двух ангелов. Но Марию, как мы видим, это явление ничуть не смутило. Все ее чувства, весь ее разум был со Христом. И это не просто тоска о дорогом человеке – это отчаяние. Отчаяние, в котором человек перестает понимать реалии окружающего мира.

Ангелы были посланы для того, чтобы ободрить Марию, ведь за ее спиной стоял Сам Воскресший Христос. Но она, непрестанно следовавшая за Ним, слушавшая и внимавшая каждому Его слову, не узнала Его голос и, более того, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус (Ин. 20, 14). Вот каким было отчаяние этой женщины!

Вся картина этой встречи меняется в секунду, когда Господь обращается к ней по имени: «Мария». Одно обращение по имени приводит Магдалину в чувства, и она с радостью бросается к ногам своего возлюбленного Учителя. Но Спаситель просит:   не прикасайся ко Мне   (Ин. 20, 17), а точнее: «не берись за Меня, не удерживай». Ведь теперь Спаситель уже не будет со Своими учениками постоянно, теперь Ему предстоит взойти к Отцу. Он должен занять подобающее Его Божественной природе место   одесную Отца , вознеся на небо в Самом Себе всего человека, освященного благодатью Божией.

А закончить ответ на вопрос я бы хотел стихотворением:

Она смотрела в темноту пещеры,

Где был Иисус. Вот камень гробовой.

И в тот момент ей не хватало веры

Дыхание Его услышать за спиной.

– О, женщина! О чем ты так рыдаешь?

– Смотритель, здесь лежал мой Господин.

Но гроб пустой! Возможно, знаешь,

Куда перенесли Его, лишь ты один?

Неверия и смерти обличитель

Стоял перед ней. Объятия раскрыл:

– О, Мариам! – О Рабби, мой Учитель! –

Мария рухнула к ногам Его без сил.

– Ну хватит обнимать Мои колена.

Ступай, иди, скажи ученикам,

Что Я Восстал, что не причастен тлена,

Пусть каждый убедиться в этом сам!

Как Магдалина, стоя у пещеры,

Пред непонятным мы слепы порой.

Подай нам всем, Господь, великой веры

Твое дыханье слышать за спиной!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 
Нравится