Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - 3 марта. Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

3 марта. Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам

Великий пост – время духовного рассуждения, богомыслия. А так как в дни Святой Четыредесятницы Евангелие за богослужением не читается, у нас есть прекрасная возможность изучить те фрагменты евангельской истории, которые вызывают вопросы.

Один из вопросов, связанный со словами Спасителя, задает Артур:

«В Евангелии от Матфея написано: Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам (Мф. 12,13). А в третьей молитве на сон грядущим Святому Духу говорится: “Аще именем Твоим кляхся, или похулих е в помышлении моем”. То есть просится прощение за хулу на Духа? Но она же (хула) не простится! Даже произнесенная мысленно».

Артур Бегиджанян

Давайте сначала поймем, что есть «хула на Духа». Господь пришел в этот мир проповедовать покаяние. И всякий человек, осознающий свои грехи, раскаивающийся в них и желающий исправить свою жизнь по Евангелию, может надеяться на прощение своих грехов.

Милосердие Божие бесконечно, и нет греха, который побеждал бы его, но всякий, кто упорно отвергает это милосердие, кто упорно противится самой спасающей благодати Божией, для того нет милосердия, и грех его остается непрощенным, и такой человек погибает.

Об этом пишет и архиепископ Аверкий (Таушев): «Это намеренное противление спасающей благодати Божьей , которая есть благодать Святого Духа, Господь называет хулой на Духа . Это ясно выразилось в том, что фарисеи осмелились назвать дела всемогущества Бога делами дьявола. Почему же нет прощения за этот грех “ни в сем веке, ни в будущем?” Да потому, что если человек отвергает очевидные действия спасающей благодати Святого Духа, то неоткуда взяться в нем и покаянию, без которого нет спасения».

Что же касается слов из молитв вечернего правила, то стоит отметить, что там речь идет не о хуле на Святого Духа как противлению спасающей благодати, а о мысленном хулении имени Божия. Это нечто иное. Имя Божие – это некое проявление Бога в мире. Похулить имя Божие – значит проявить неверие Богу в тот или иной момент времени, иными словами – смалодушничать. И сделать это в мыслях, а не в слове или в деле.

В святоотеческом писании мы не раз сталкиваемся с градацией греха: прилог, помысл, дело. Диавол, как враг рода человеческого, стремиться внушить нам недоверие Богу через прилоги, принимая которые, мы допускаем хульные помыслы. Если мы боремся с ними, молитвой и рассудительностью изгоняя их из своего ума, принося покаяние Богу, то можем получить от Бога прощение.

Именно поэтому и звучат эти слова молитвы: «Аще именем Твоим кляхся, или похулих е в помышлении моем… Помилуй мя…». То есть если я неосознанно, в состоянии праздности допустил лукавый прилог и мысль, хуляющую имя Божие, проявил недоверие Богу – прости меня. Ибо само покаяние человека говорит о том, что он верит в милосердие Божие, благодатную силу Святого Духа, а значит осознанно никогда не произнесет хулу на Духа.

 

 

  По какому принципу Церковью выбирается тот или иной отрывок из Евангелия на каждый день?

Ксения Будченко

История евангельских зачал берет свое начало с первых веков формирования христианского богослужения. Зачало – это фрагмент текстов Евангелия или Апостола, которые читаются за богослужениями. Первоначально христиане собирались для богослужения в субботние и воскресные дни, именно тогда были сформированы субботние и воскресные евангельские зачала.

Субботние зачала были направлены на правильное понимание почитания субботы на примере чудес и пояснений Спасителем закона о священном дне. Воскресные зачала несут в себе поучения Господни о Царстве Божием, особенно в притчах, и действии Бога в мире через Иисуса Христа посредством чудотворения.

С установлением Господских, Богородичных праздников и дней памяти особо чтимых святых Церковь установила и для этих событий особые евангельские зачала – праздничные. Также были установленные особые чтения за богослужениями Святой Четыредесятницы и Страстной Седмицы. Таким образом сформировался важный костяк евангельских отрывков, который и поныне существует в современной практике.

Но стоит отметить, что до появления общежительных монастырей в Церкви не существовало практики ежедневного богослужения. Христиане собирались для общей молитвы в субботние, воскресные, праздничные дни и Страстную Седмицу. С установлением ежедневных богослужений появились и дневные зачала, составленные из тех евангельских отрывков, которые не вошли в состав субботних, воскресных или праздничных зачал. Так сформировался годовой круг богослужебных чтений.

Данный годовой круг нашел свое отражение в так называемых «Евангельских столбцах». Они всегда печатаются для удобства в конце богослужебного Евангелия. Начинаются они с пасхального евангельского зачала, а оканчиваются указанием на евангельское чтение в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье).

Но на этом трудности формирования ежегодного порядка богослужебных чтений не заканчиваются. Дело в том, что начало и конец «Евангельских столбцов» зависит от дат Пасхи: прошедшей и грядущей. Так как дата Пасхи колеблется от 22 марта до 25 апреля (по старому стилю), то и количество недель от прошедшей до грядущей Пасхи всегда разное.

Чтобы решить задачу с разным количеством седмиц в пасхальном году, Церковь разделила «Евангельские столбцы» на две части: от Пасхи до Недели по Воздвижении, и от Недели по Воздвижении до Недели о мытаре и фарисее. Если Пасха была ранней, то после Недели по Воздвижении повторяются евангельские зачала, прочитанные ранее, – обычно за одну или две недели. Если Пасха поздняя, то евангельские зачала одной или двух недель вовсе опускаются – это называется «преступка».

Также есть особенности, если следующая Пасха поздняя. Тогда такая же вставка или преступка делается перед Неделей о мытаре и фарисее, дополняя или сокращая количество седмиц до подготовительных недель к Великому Посту.

Для того чтобы мирянам и священнослужителям не путаться в составлении евангельских чтений для богослужения, Издательский совет Русской Православной Церкви издает богослужебные календари, в которых на каждый день года, помимо святых дня, также указываются евангельские и апостольские зачала, которые мы с вами, дорогие братья и сестры, в течение года читаем и на нашем православном телеканале «Союз».

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

 
Нравится