28 марта. Будьте как дети
Отвечаем на вопросы, заданные вами в официальной группе телеканала «Союз» в социальной сети «ВКонтакте».
Сегодня в программе мы поговорим о том, какие внутренние качества должен иметь христианин и на кого должны равняться мы с вами в повседневной жизни. А поводом стал вопрос от Александра:
«Что значит выражение Господа: “будьте как дети, иначе не войдете в Царство Небесное”? Дети же тоже грешат, и к тому же во время Господа не было причастия (ведь Господь установил причастие перед самым арестом) и исповеди, то есть дети во время земной жизни Господа были лишены этих таинств церковных».
Александр Попов
Вновь обратимся к страницам Евангелия и прочитаем вместе первые пять стихов 18-й главы Евангелия от Матфея:
1. В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?
2. Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них
3. и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;
4. итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;
5. и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает.
(Мф. 18, 1-5).
Ученики Христовы никак не могли отрешиться от иудейских воззрений на Царство Мессии. Отождествляя его с земными царствами, апостолы желали знать, кто из них какое место займет в этом Царстве, а потому спросили Учителя: кто больше в Царстве Небесном? (Мф. 18, 1).
Видя их неразумие и желая преподать Своим ученикам урок о взаимоотношениях в Царстве Христовом, Спаситель говорит: если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18, 3). «Обратитесь», то есть повернетесь. Этими словами Спаситель пытается донести до апостолов, что в своих рассуждениях они идут не тем путем, не к Царству Божию, а совершенно в противоположном направлении.
В жизни все зависит от того, к чему человек стремится, какие он ставит перед собой цели. Кто стремится к исполнению своих честолюбивых планов, достижению личной власти, престижу, самовозвышению, тот идет в противоположную сторону, потому что быть гражданином Царствия Небесного – значит совершенно забыть свое «я» и провести свою жизнь в служении, а не в достижении власти. До тех пор пока человек важнейшим в мире считает свою жизнь, он стоит спиной к Царствию Небесному. Если он хочет достичь Царствия Божия, то должен повернуться и встать лицом к Иисусу Христу.
Для наглядности Христос указывает на младенчика, говоря: кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном (Мф. 18, 4). Предание Церкви сохранило и имя этого мальчика, им был не кто иной, как будущий ученик апостола Павла, а позже Иоанна Богослова – великий святитель Церкви Игнатий, получивший имя Теофорос – Богоносец. Согласно легенде, это имя ему дали потому, что Господь наш Иисус Христос посадил его к Себе на колени.
У ребенка есть три великих качества, которые делают его символом граждан Царствия Небесного.
Во-первых, и прежде всего – скромность, которая является главной идеей этого отрывка. Ребенок не старается быть лидером в толпе; он, наоборот, пытается быть незаметным. Лишь когда малыш подрастает и начинает осознавать жестокую борьбу этого мира за первенство во всем, пропадает его врожденная скромность.
Во-вторых, зависимость. Для ребенка зависимость является совершенно естественным состоянием. Он никогда не думает, что сможет сам совладать с жизнью. Он совершенно согласен быть полностью зависимым от тех, кто его любит и заботится о нем. Если бы люди осознали и признали свою зависимость от Бога, их жизнь была бы совершенно иной.
И, наконец, доверие. Пока мы дети, мы не осознаем ценности вещей, не покупаем себе ни пищу, ни одежду, и все же мы никогда не сомневаемся в том, что будем накормлены и одеты. Мы доверяем свою жизнь родителям, подобно тому, как должны доверять нашему Отцу, который на небе.
кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает (Мф. 18, 5). Эти слова Господа сложно понять, не зная особенностей иудейской культуры. Матфей, который писал свое Евангелие для евреев, в данном отрывке красиво играет образами и словами. Иудеи употребляли слово «дитя» в двух смыслах. Во-первых, они употребляли его буквально для обозначения маленького ребенка, но раввины обычно называли сыновьями или детьми своих учеников. И потому слово «дитя» имеет также значение «новообращенный человек», в данном случае еще не утвердившийся в вере, который только что вступил на правильный путь и еще может быть легко совращен с него.
Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет, что этими словами Спаситель как бы говорит: «Всякий, кто с любовью будет относиться к таким малым детям или вообще людям кротким и смиренным, похожим на детей, во Имя Христово, то есть во исполнение Моей заповеди о любви ко всем слабым и униженным, тот сделает это как бы Мне Самому».
Принять ребенка или человека новоначального в вере и наставить в духе Христовой веры – значит указать ему подлинную дорогу к Царству Небесному и этим принять Царство Божие и Самого Христа.
Но эти слова Спасителя могут иметь и другое прекрасное значение: видеть в ребенке Христа. Дело в том, что воспитывать буйных, непослушных, неспокойных детей может быть изматывающей работой. Удовлетворять потребности ребенка: стирать его одежду, перевязывать порезы и ушибы, готовить для него еду – это, может быть, непривлекательное дело, но никто в мире не оказывает такой помощи Богу, как наставник малого ребенка и утомленная и вечно неуспевающая мать. Такие люди увидят блеск в серых буднях, если они иногда будут прозревать в ребенке Самого Господа.
Мы с вами, дорогие братья и сестры, призваны к тому, чтобы быть как дети, то есть обладать детской скромность и доверием к Богу. И неважно, какие негативные качества встречаются у детей. Если мы научимся видеть и взращивать в них только доброе семя, то и плоды наши будут добрыми. И сердце наше будет наполнено благодатью Божьей. Помогай нам в этом Господь.
Иеромонах Пимен (Шевченко)