7 апреля.БЛАГОВЕЩЕНИЕ.Евангелие от Луки. Глава 1, ст. 24 - 38.
24. После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила:
25. так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.
26. В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,
27. к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.
28. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.
29. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.
30. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;
31. и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.
32. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;
33. и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
34. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?
35. Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.
36. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,
37. ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.
38. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.
(Лк. 1, 24–38)
На шестой месяц зачатия Иоанна Крестителя ангел Гавриил был послан в маленький городок Назарет к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария (Лк. 1, 27). Хотя в Евангелии этого не указывается, но позднее предание Церкви говорит, что Пресвятая Дева Мария рано лишилась родителей и была оставлена при храме вместе с другими девами. По достижению Марией совершеннолетия, то есть 12-13 лет, Она, следуя обычаю, должна была выйти замуж.
Александр Павлович Лопухин пишет: «По церковным преданиям, Пресвятая Дева, повзрослев, принесла обет девства на всю жизнь, и Иосифу Она была обручена только для сохранения девства и для того, чтобы Иосиф мог дать свое имя родившемуся от Нее Мессии».
По достижении Марией определенного возраста священники обручили Ее с известным своей праведностью вдовцом Иосифом, который уже имел многочисленное семейство от первого брака и был плотником.
Войдя к Деве, ангел назвал Ее Благодатной, то есть получившей особое благоволение Божие. Слова ангела смутили Марию своей необычайностью, и Она принялась размышлять об их значении. Успокаивая Ее, вестник Божий говорит: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его (Лк. 1, 30–32).
Архиепископ Аверкий (Таушев) поясняет: «[…] царство еврейское в Ветхом Завете имело своим предназначением приготовить людей к духовному вечному Царству Христову и постепенно преобразоваться в него. Следовательно, царство Давида как таковое, есть то, в которое Сам Бог поставлял царей, которое управлялось по законам Божиим, все формы гражданской жизни которого проникнуты идеей служения Богу, которое находилось в неразрывной связи с новозаветным Царством Божиим».
Мария с полной верой приняла благовестие ангела. Но Она, хотя и считалась формально женой Иосифа, фактически была лишь обручена ему, а значит, до определенного момента они жили отдельно друг от друга. По закону обрученная уже считалась женой своему мужу. И если бы кто-то узнал, что Дева зачала не от своего мужа, то посчитали бы Ее повинной в измене, что наказывалось побиением камнями. Поэтому Она спросила ангела: как будет это, когда Я мужа не знаю? (Лк. 1, 34).
Ангел ответил Ей: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя (Лк. 1, 35), то есть благодать Божия будет сопутствовать и оберегать Ее от всякого уничижения до момента рождения обещанного Сына. Впоследствии мы узнаем, что Иосиф Обручник и будет оберегать Деву Марию и Богомладенца от поругания и гибели.
И хотя Пресвятая Дева не требовала никаких доказательств, ангел сам в подтверждение истинности своих слов указал Ей на Елисавету, зачавшую сына в глубокой старости по изволению Бога, для Которого нет ничего невозможного. Проявляя доверие Богу, Дева Мария ответила: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38).
Какой удивительный и прекрасный пример смирения и послушания Божией воле мы слышим в этих словах Божией Матери! Так и нам с вами, дорогие братья и сестры, следует стяжать смирение по примеру Пресвятой Богородицы, дабы всегда пребывать в доверии к Богу и благодати Святого Духа. Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)