Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - 21 апреля.Евангелие от Иоанна. Глава 2, ст. 12 - 22.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

21 апреля.Евангелие от Иоанна. Глава 2, ст. 12 - 22.

12. После сего пришел Он в Капернаум, Сам и Матерь Его, и братья его, и ученики Его; и там пробыли немного дней.

13. Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим

14. и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег.

15. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул.

16. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли.

17. При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня.

18. На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?

19. Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его.

20. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?

21. А Он говорил о храме тела Своего.

22. Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус.

(Ин. 2, 12–22)

 

Пасха была одним из трех паломнических праздников, во время которых все иудеи, достигшие религиозного совершеннолетия, должны были находиться в Иерусалиме. И, конечно, с приближением праздника Спаситель отправился в Иерусалим.

Оказавшись там, Он нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег (Ин. 2, 14). Храм состоял из ряда дворов, ведущих к святилищу. Дворы располагались в такой последовательности: двор язычников, двор женщин, двор израильтян и двор священников. Событие, о котором повествует евангелист Иоанн, происходило во внешнем, самом большом дворе, который назывался двором язычников. Здесь продавалось все необходимое для совершения жертвоприношений: вино, масло, соль, а также животные. Здесь же находились меновщики денег. Дело в том, что в Палестине на равных правах имели хождение разные серебряные монеты: римские, греческие, египетские, тирские, сидонские и собственно палестинские. Но храмовый налог полагалось уплачивать только священными шекелями, то есть иудейскими деньгами, которые можно было приносить в дар Храму. Прочие деньги и монеты были языческими, а потому считались нечистыми.

Александр Павлович Лопухин пишет: «Эта торговля и обмен денег нарушали всякое молитвенное настроение пришедших помолиться. В особенности это было тяжело для тех благочестивых язычников, которые не имели права входить во внутренний двор, где молились израильтяне, и которые, таким образом, должны были слышать блеяние и мычание животных и крики торговцев и покупателей. Христос не мог потерпеть такого оскорбления храма. Он сделал бич из веревок, валявшихся около животных, и выгнал с храмового двора торговцев вместе со скотом. Еще строже Он поступил с менялами, рассыпав их деньги и опрокинув столы».

Задетый до глубины души тем, что люди, искавшие Бога, были исключены из Его присутствия, Христос добавил: дома Отца Моего не делайте домом торговли (Ин. 2, 16). Конечно, Господь вступается за честь дома Своего Отца, потому что является истинным Сыном Божиим, Единственным Сыном, Kоторый только и может распоряжаться в доме Отца.

Видевшие все произошедшее иудеи понимали, что, поступая так, Господь заявляет Свои права на то, что Он Мессия, а потому сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? (Ин. 2, 18). Они были убеждены в том, что Мессия подтвердит Свои права какими-то поразительными делами. На что Господь ответил:разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его (Ин. 2, 19). Первосвященники не поняли, что этими словами Христос предсказал Свою смерть, разрушение Своего тела и Свое воскресение из мертвых на третий день.

Архиепископ Аверкий (Таушев) отмечает: «Господь говорил о Своем Теле как о храме, ибо в Нем вместилось Его Божество; и, находясь в храме-здании, Господу Иисусу Христу особенно естественно было говорить о Своем Теле как о храме. Ввиду этого, слова Господа, обращенные к иудеям, можно понимать так: не довольно ли с вас осквернять рукотворный дом Отца Моего, делая его домом торговли? Ваша злоба ведет вас к тому, чтобы распять и умертвить тело Мое; совершите же это и тогда вы увидите такое знамение, которое поразит ужасом всех врагов моих, – умерщвленное и погребенное тело Мое воздвигну Я в три дня».

Кроме того, слова Христа говорят и о том, что с тех пор истинным Храмом станет Он Сам. Бог присутствует и являет Славу не в рукотворных строениях, но в распятом и воскресшем Сыне Своем. Только присутствие Живого, Воскресшего Христа обращает весь этот мир в Храм Божий. Потому и говорит Иоанн, что позже ученики, вспомнив эти слова, увидели в них предсказание Воскресения.

Ведь после совершения единственной истинной Жертвы – смерти Самого Христа уже не стало места для других жертвоприношений. И теперь, дорогие братья и сестры, Господь не просто открывает уверовавшим возможность пребывать в присутствии Бога, но и дарует соединение с Ним в таинстве Евхаристии. Помогай нам в этом Воскресший Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 
Нравится