29 апреля.Евангелие от Иоанна. Глава 6, ст. 14 - 27.
14. Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир.
15. Иисус же, узнав, что хотят прийти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один.
16. Когда же настал вечер, то ученики Его сошли к морю
17. и, войдя в лодку, отправились на ту сторону моря, в Капернаум. Становилось темно, а Иисус не приходил к ним.
18. Дул сильный ветер, и море волновалось.
19. Проплыв около двадцати пяти или тридцати стадий, они увидели Иисуса, идущего по морю и приближающегося к лодке, и испугались.
20. Но Он сказал им: это Я; не бойтесь.
21. Они хотели принять Его в лодку; и тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли.
22. На другой день народ, стоявший по ту сторону моря, видел, что там, кроме одной лодки, в которую вошли ученики Его, иной не было, и что Иисус не входил в лодку с учениками Своими, а отплыли одни ученики Его.
23. Между тем пришли из Тивериады другие лодки близко к тому месту, где ели хлеб по благословении Господнем.
24. Итак, когда народ увидел, что тут нет Иисуса, ни учеников Его, то вошли в лодки и приплыли в Капернаум, ища Иисуса.
25. И, найдя Его на той стороне моря, сказали Ему: Равви! когда Ты сюда пришел?
26. Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились.
27. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог.
(Ин. 6, 14–27)
После чуда насыщения более пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами среди народа на волне ликования вспыхнуло желание привести Христа к власти и сделать царем. Но Господь, не желая потакать ложным представлениям о Мессии как о земном царе, опять удалился на гору один (Ин. 6, 15). Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Они уже не защищают закон, уже не обращают внимания на нарушение субботы, уже не ревнуют по Боге: они бросили все, лишь только чрево было наполнено. Христос стал для них и Пророком, они хотят поставить Его и царем; но Он уклоняется. Для чего? Чтобы научить нас презирать мирские почести и показать, что Он ни в чем земном не нуждается».
Ученики же, оставив Христа на горе, сошли к морю и, войдя в лодку, отправились на ту сторону моря, в Капернаум (Ин. 6, 16–17). В это время поднялся сильный ветер, и волны разбушевались. Евангелист Иоанн замечает, что ученики уже проплыли двадцать пять–тридцать стадий, то есть приблизительно шесть километров, когда увидели Иисуса, идущего по морю и приближающегося к лодке (Ин. 6, 19). Христос видел их бедствующими в плавании: лодка находилась посередине моря, ее било волнами, потому что ветер был против них, и потому пошел к ним по морю.
Блаженный Феофилакт отмечает, что Христос «попускает им испытать бурю для того, чтобы, когда после бури настанет тишина, они более обрадовались случившемуся, и чтобы в сердцах их запечатлелось неизгладимое воспоминание о сем. Когда они находились в опасности, Он предстает пред ними и словом Своим прогоняет страх их, и на море производит тишину, и таким образом творит двоякую тишину: укрощает смущение в их душах и волнение на море».
Многотысячная толпа людей осталась ночевать на том же пустынном берегу, где свершилось чудо насыщения. Все видели, что у берега стояла только одна лодка и что в эту лодку вошли ученики Спасителя и отплыли, а Сам Христос ушел на гору. На другое утро люди, по-видимому, искали Иисуса, но не нашли. На лодках, пришедших из Тивериады, города на западном берегу моря, многие отправились в Капернаум, желая отыскать Спасителя. Когда же нашли Его, то спросили: Равви! когда Ты сюда пришел? (Ин. 6, 25)
Прекрасно понимая настроение искавшей Его толпы, Господь заметил: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились (Ин. 6, 26). В Своих дальнейших словах Спаситель призывает думать не о тленной пище, которой стремится насытиться не знающий Бога человек, и которая погибает вместе с телом, но о той, что пребывает вечно и послужит для духовного насыщения.
Нам же, дорогие братья и сестры, следует помнить, что человек не может обойтись без духовной пищи, дающей вечную жизнь, то есть без Самого Христа. Вкусить и увидеть, как благ Господь, сподобляются те, кого Он питает Своими Пречистыми Телом и Кровью. И именно так Спаситель не просто открывает уверовавшим возможность пребывать в присутствии Бога, но и дарует соединение с Ним в таинстве Евхаристии. Помогай нам в этом Воскресший Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)