5 мая.Евангелие от Иоанна. Глава 6, ст. 48 - 54.
48. Я есмь хлеб жизни.
49. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли;
50. хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет.
51. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.
52. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?
53. Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
54. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.
(Ин. 6, 48–54)
Христос Воскресе, дорогие братья и сестры!
Доказав иудеям, что они не имеют никакого права роптать на то, что Он требует от них веры в Его Божественное предназначение, Спаситель снова говорит о том, что только вера в Него дает вечную жизнь и спасение: Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет (Ин. 6, 48–50).
Следовательно, здесь Христос хочет сказать только, что вкушение истинного небесного хлеба дает человеку возможность после смерти воскреснуть к вечной жизни.
Александр Павлович Лопухин замечает: «Отсюда можно заключить, что и слово Христа о странствовавших в Синайской пустыне евреях, что они “умерли”, по преимуществу означает то, что они умерли духовно, что вкушение манны само по себе не дало им возможности вступить с Богом в такое тесное общение, которое бы продолжилось и после их смерти. Умерши телесно, они за гробом не вошли в вечную блаженную жизнь и со временем не получат блаженства».
Еще более ясно и определенно говорит Господь далее: Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек (Ин. 6, 51).
Kто будет есть этот хлеб, тот будет жить вовек, то есть такой человек и теперь живет настоящей жизнью, и будет продолжать жить, несмотря на то, что душа его по смерти разлучится с телом.
И тут же Господь, подразумевая Свою предстоящую крестную смерть на Голгофе во искупление грехов всего человечества, добавляет: Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (Ин. 6, 51).
В своем труде «Очерк православного догматического богословия» протоиерей Николай Малиновский поясняет: «В этих словах Христос представляет Плоть Свою, человечество Свое, с одной стороны, как искупительную жертву за мир, с другой – как пищу, дающую верующим живот вечный… Здесь, таким образом, дается самое ясное обетование касательно Евхаристии. В ней верующие будут вкушать самую Плоть Христа или самое Тело Его».
Иудеи же, понимая слова Господа буквально, пришли в недоумение и стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? (Ин. 6, 52).
Они поняли слова Христа в том смысле, что Он обещает им отдать на съедение Свою живую плоть, Свое тело в настоящем его виде и состоянии, а потому между ними произошел спор. Но Господь, желая пресечь их спор, подкрепляет уже высказанную мысль словами: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 53–54).
Здесь Господь уже во всей полноте и ясности раскрывает Свое учение о необходимости причащения Его Тела и Крови для спасения.
Ветхозаветная пасха была не только радостной трапезой, но и жертвой, ибо пасхальный агнец приносился в жертву Богу: это пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил (Исх. 12, 27).
Такое объяснение при вкушении агнца должны были давать отцы своим детям относительно крови на перекладине и косяках домов в ночь выхода евреев из Египта. На пасхальной вечере эту кровь символически заменяли вином.
Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет: «Так как пасхальный агнец являлся прообразом Христа, как и избавление евреев от египетского ига послужило прообразом искупления мира, то в словах Христа о том, что для вечной жизни необходимо “есть Плоть Его и пить Кровь Его” надо видеть замену ветхозаветного агнца Плотью Христовой и символического вина – Кровью Его. Это и есть Новая Пасха, которую Господь пророчески изображает в беседе».
Смысл слов Христа, дорогие братья и сестры, заключается в следующем: кто хочет уразуметь искупление, совершаемое Христом в Его крестной смерти, тот должен вкушать Его Плоть и пить Его Кровь. Тело и Кровь Христовы дают самое тесное внутреннее общение с Господом, соединение с Ним, полагая начало внутреннему преображению и освящению души.
Нам же следует помнить, что для спасения недостаточно только верить во Христа, но нужно соединиться с Ним, пребывая в Нем, дабы и Он пребывал в нас, что и достигается посредством Таинства Причащения Тела и Крови Христовых.
Помогай нам в этом Воскресший Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)