12 мая.Евангелие от Иоанна. Глава 8, ст. 21–30.
21. Опять сказал им Иисус: Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем. Куда Я иду, туда вы не можете прийти.
22. Тут Иудеи говорили: неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: «куда Я иду, вы не можете прийти»?
23. Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира.
24. Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших.
25. Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам.
26. Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру.
27. Не поняли, что Он говорил им об Отце.
28. Итак Иисус сказал им: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю.
29. Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно.
30. Когда Он говорил это, многие уверовали в Него.
(Ин. 8, 21–30)
Христос Воскресе, дорогие братья и сестры!
Продолжая прерванную фарисеями речь о предстоящем Ему отшествии к Отцу, Христос сказал: Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем. Куда Я иду, туда вы не можете прийти (Ин. 8, 21) . Этими словами Спаситель напомнил им о безвыходном положении, в каком они окажутся после Его ухода, если не уверуют в Него как в Мессию.
Сказанное Спасителем, однако, не произвело никакого впечатления на Его слушателей. Лишь слова о том, что они не могут за Ним последовать туда, куда Он идет, привлекли их внимание, и они с насмешкой сказали: Неужели Он убьет Сам Себя (Ин. 8, 22).
Господь в ответ указывает им на то, что они потеряли способность понимать Божественное, Небесное, и судят обо всем, руководясь своими земными греховными понятиями: Вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира (Ин. 8, 23).
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Что же Христос? Опровергая их предположение и показывая, что такое дело есть грех, говорит: вы от нижних. А это значит: нет ничего удивительного, что так думаете вы, люди плотские и не помышляющие ни о ч е м духовном. Но Я ничего такого не сделаю: Я от вышних; вы от мира сего. Здесь опять говорит о мирских и плотских помыслах. Отсюда видно, что и слова: Я не от сего мира означают не то, будто бы Он не принял плоти, но что Он далек от их лукавства».
Господь ни разу не назвал Себя Мессией, но Он так прозрачно, так понятно высказывал это другими словами, что фарисеи, конечно, должны были понять. Они, однако, притворились непонимающими, а потому спросили Его: Кто же Ты? (Ин. 8, 25).
Но и на этот вопрос Господь не дал ожидаемого ими прямого ответа, сказав лишь: От начала Сущий, как и говорю вам (Ин. 8, 25). Смысл ответа Господа, как его понимали еще древние толкователи, таков: «Я То, что вам говорил о Себе из начала» или: «С самого начала не называю ли Я Себя Сыном Божиим? Таков Я и есть».
Блаженный Феофилакт пишет: «Спустя столько времени, после того, как явлено столько чудес, они еще спрашивают Его: “кто Ты?” Так они были неразумны, несправедливы и насмешливы. Господь говорит: Я говорю вам то, что и в начале. Вы, говорит, недостойны всецело выслушать Мои речи, ни познать, Кто Я; ибо вы все говорите с целью искусить, а не желаете внимать ничему из Моего учения».
Но что бы Христос ни говорил им, они отказывались воспринимать Его слова и видеть истину. Спаситель не желал судить их, потому как Его предназначение было совершенно иным: спасти мир, что Он и делал через возвещение воли Божией. Он мог судить фарисеев, но Пославший Его истинен, верен Своим обещаниям, исполняет их.
Посему и посланный Им Христос не дает Себя увлечь в суетные пререкания с фарисеями, так как это отвлекло бы Его от Его великой задачи. Он возвещает миру только то, что слышал и продолжает слышать от Пославшего Его Отца. А слышит Он о том, что Бог хочет спасти людей.
Архиепископ Аверкий (Таушев) отмечает: «Посему далее Господь говорит им о том времени, когда они вынужденно узнают истину Его учения о Самом Себе и о Пославшем Его Отце: это будет тогда, когда они вознесут Его на крест, ибо крестная смерть послужила началом прославления Сына Божия и привлекла к Нему всех: последовавшие затем события, как воскресение Христово, вознесение Его на небо, ниспослание Святого Духа Апостолам – все это засвидетельствовало истину Христова учения и Его Божественное посланничество».
Нам же, дорогие братья и сестры, надлежит помнить, что Господь желает, прежде всего, приобщить нас к Божественной жизни во всей ее полноте. В такой же полноте, какой живет Его Небесный Отец. Стать же частью жизни этого Царства можно лишь доверяя Богу, а значит, стяжав смирение, преданность и послушание воле Божией, дабы всегда пребывать в благодати Святого Духа!
Помогай нам в этом Воскресший Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)