Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - 20 мая. Евангелие от Иоанна. Глава 10, ст. 27–38.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

20 мая. Евангелие от Иоанна. Глава 10, ст. 27–38.

27. Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною.

28. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей.

29. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего.

30. Я и Отец – одно.

31. Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его.

32. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?

33. Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом.

34. Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?

35. Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, –

36. Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?

37. Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне;

38. а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем.

(Ин. 10, 27–38)

 

Христос Воскресе, дорогие братья и сестры!

Изрекая верующим в Него обетования о даровании вечной жизни, а также желая показать, каких великих благ лишают себя иудеи, не желающие пойти вслед за Ним, Господь изображает положение, в котором находятся его овцы: И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей (Ин. 10, 28).

При этом Христос отождествляет Свое попечение об овцах с попечением о них Своего Отца: Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего (Ин. 10, 29).

Александр Павлович Лопухин замечает: «Этим Спаситель говорит о том, что, собственно, верховным Пастырем в Израиле является Отец, но действует Он через Христа. А отсюда Христос делает такой вывод: Я и Отец – одно . Эти слова могут обозначать только единство Христа с Отцом по природе, по существу: никогда ни об одном пророке не было сказано ничего подобного».

Рукою Спаситель называет власть и силу, подразумевая то, что Он и Отец – одно по Естеству, по Существу и по власти. Конечно, иудеи поняли, что этими словами Он объявляет Себя Единосущным Богу, а потому схватили каменья, чтобы побить Его (Ин. 10, 31).

Дело в том, что по иудейскому закону за богохульство побивали камнями: Хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество (Лев. 24, 16).

Поэтому иудеи приготовились побить Христа камнями. Но Спаситель обезоружил их коротким вопросом: Много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? (Ин. 10, 32).

Неожиданность вопроса смутила иудеев и против их воли показала, что они признают величие чудес Господа. Поэтому они опустили камни и стали оправдываться, что хотят побить Его не за добрые дела, а за «богохульство».

На обвинение в том, что Он, будучи Человеком, делает Себя Богом, Спаситель ответил ссылкой на слова псалма 81 пророка Асафа из Писания, в истинности которого фарисеи не сомневались: Не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? (Ин. 10, 34).

Смысл этого псалма в том, что в нем богами названы люди, призванные творить суд и защищать слабых от посягательств сильных; богами они названы потому, что должны быть органами Божественного правосудия и проводниками правды Божией.

Борис Ильич Гладков поясняет: «Приведя выдержку из этого псалма, Христос сказал как бы так: “Вы, конечно, не решитесь обвинять псалмопевца в богохульстве; поэтому, если он назвал богами достойных носителей божественной власти, то как же можете обвинять в богохульстве Меня, назвавшего Себя Сыном Божиим и творящего дела, какие может творить только Бог?”»   

И, чтобы еще более убедить слушателей в Своем божественном достоинстве, Господь указывает на Свои дела, которые дают Ему полное право требовать от иудеев совершенного доверия к Нему: Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем (Ин. 10, 37–38).

Так как невозможно было видеть существа Его, то в доказательство равенства своего могущества Он представляет равенство и тождество дел. Из равенства и тождества Своих дел с делами Отца Иисус Христос доказывает Свои равенство и тождество с Отцом.

Блаженный Феофилакт пишет: «Хотите ли вы, говорит, познать Мое равенство с Отцом? Равенство по Существу вы не можете познать, потому что познать Существо Божие невозможно; но равенство и тождество дел примите за доказательство тождества силы; ибо дела будут для вас свидетельство о Моем Божестве».

И действительно, сила и милосердие Спасителя явились видимым образом во всех Его делах. И, как Христос доказывает Свое посланничество от Бога божественностью Своих дел, так и мы, дорогие братья и сестры, будем свидетельствовать о том, что мы Его ученики, посредством наших добрых дел по отношению к ближним. Только так мы научимся любить по-настоящему: не ища своего, но устремляясь к любви Христовой.

Помогай нам в этом Воскресший Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 
Нравится