23 мая.Евангелие от Иоанна. Глава 12, ст. 19–36.
19. Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним.
20. Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины.
21. Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса.
22. Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу.
23. Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому.
24. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода.
25. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную.
26. Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой.
27. Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел.
28. Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю.
29. Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему.
30. Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа.
31. Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон.
32. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе.
33. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет.
34. Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? кто Этот Сын Человеческий?
35. Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет.
36. Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них.
(Ин. 12, 19–36)
Христос Воскресе, дорогие братья и сестры!
После торжественного Входа Господа в Иерусалим к апостолу Филиппу подошли эллины и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса (Ин. 12, 21).
Под словом «эллины» здесь нужно понимать, собственно, греков, но так называли в Иудее вообще всех язычников. По-видимому, это были так называемые «прозелиты», то есть обращенные в иудейскую веру язычники.
Когда же апостолы сообщили Господу об этой просьбе, Он ответил: пришел час прославиться Сыну Человеческому (Ин. 12, 23).
Евфимий Зигабен отмечает: « Иисусу Христу надлежало умереть тогда, когда иудеи осудят Его на смерть и когда начнут приходить к Нему язычники, а теперь исполнилось и то, и другое, так как упомянутые здесь еллины были язычники. И так Иисус Христос сказал: “Наступило время Мне умереть”, – потому что после смерти и Воскресения Он должен прославиться между всеми народами, когда будет проповедано Евангелие во всем мире».
Так как ученики и народ могли истолковать Его слова о прославлении в смысле обещания каких-либо новых чудес, то Господь добавляет: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода (Ин. 12, 24). Так и смерть Спасителя явится началом новой жизни, умножением последователей Его Царства на земле.
Александр Павлович Лопухин отмечает: «Но эта смерть является необходимым условием для возникновения новой, более богатой и разнообразной жизни. Он должен отдать Свою душу или жизнь для того, чтобы спасение, Им принесенное, вышло из ограниченных рамок иудейства и стало достоянием всего мира».
Готовность к самопожертвованию и есть то, что отличает последователей Христа. А потому Спаситель вновь повторяет непреложный закон нравственной жизни: любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную (Ин. 12, 25).
Кто любит земную жизнь свою настолько, что не решается жертвовать ею для блага других, тот в сущности теряет все: оберегая всячески эту жизнь, которая представляется лишь мгновением в сравнении с вечностью, он лишается блаженства вечной жизни, а кто считает вечную жизнь выше этой мимолетной, тот не задумается пожертвовать ею, если того требует благо ближних или торжество истины.
Блаженный Феофилакт отмечает: «…Всякий вообще человек, который любит настоящую жизнь и любит свою душу, то есть исполняет ее неуместные пожелания, когда угождает ей больше, чем должно, и не презирает смерти, – погубит ее. А кто ненавидит ее, то есть не служит ей и не преклоняется пред нею, тот сохранит ее в жизнь вечную».
Нам же, дорогие братья и сестры, следует помнить, что Господь обещает щедрое воздаяние Своим последователям, принимающим Его с верою и сохраняющим верность до конца. А для того чтобы служить Спасителю и быть Его последователем, необходимо отречься от греха и приобщиться святости Бога, то есть идти за Христом путем самоотверженной, жертвенной любви, терпения и служения на благо ближнему.
Помогай нам в этом Воскресший Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)