Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - 24 мая.Евангелие от Иоанна. Глава 12, ст. 36–47.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

24 мая.Евангелие от Иоанна. Глава 12, ст. 36–47.

36. Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них.

37. Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него,

38. да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня?

39. Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия,

40. народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.

41. Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем.

42. Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги,

43. ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию.

44. Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня.

45. И видящий Меня видит Пославшего Меня.

46. Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме.

47. И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир.

(Ин. 12, 36–47)

 

Христос Воскресе, дорогие братья и сестры!

Выслушав слова Спасителя о распятии и последующем вознесении на небо, слушающие выразили недоумение. В их представлении Мессии должен был быть земным царем, правящим вечно.

В ответ Господь убеждает слушателей воспользоваться теми немногими днями, в которые еще будет сиять для них свет Христов: Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света (Ин. 12, 36).

Евфимий Зигабен пишет: «По Своему человеколюбию, Иисус Христос все-таки убеждает народ ходить во свете, то есть следовать за Ним, пока Он еще светит им и указывает путь, – и поверить словам Его».

Евангелист Иоанн со скорбью замечает, что народ не уверовал в Иисуса как Мессию, несмотря на множество совершенных Им чудес. Впрочем, все это было предсказано пророком Исаией. Предрекая уничиженное явление Мессии, Его страдания и смерть, Исаия воскликнул: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня? (Ин. 12, 38).

Причины же неверия народа заключались в окаменении сердец и в предпочтении славы человеческой славе Божьей. Эти люди упорно не хотели понимать духовной немощи, в которой они находились по причине своих грехов.

Даже начальники, веровавшие во Христа, не исповедовали открыто своей веры, а между тем Христос возгласил: Верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня. И видящий Меня видит Пославшего Меня (Ин. 12, 44–45). И в этих словах Господа отражено великое значение веры в Него. Верующий в Сына верит и в Бога Отца не только потому, что у Них одна и та же Божественная природа, но и потому, что вообще честь, оказываемая Посланному, относится и к Пославшему.

Блаженный Феофилакт поясняет: «Господь говорит как бы так: “Кто созерцанием ума обнял существо Мое, насколько возможно человеку, тот обнял и существо Отца. Кто Меня признал Богом, тот, без сомнения, признает и Отца. Ибо Я – Образ Отца”. Всем этим показывается единосущие Отца и Сына».

Продолжая говорить о Своем единосущии с Отцом, Спаситель возвещает: Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме (Ин. 12, 46). Так как Бог Отец везде в Писании называется Светом, то и Христос называет Себя Светом. Таким образом, Он показывает великое сродство с Отцом и не полагает никакого различия, потому что вера в Него переходит к Отцу. А светом Он Себя назвал потому, что Он уничтожает заблуждение, рассеивает умственный мрак, и Своими Божественными делами, и словами являет людям лучи Божества.

Александр Павлович Лопухин замечает: «Слово “свет” как термин, обозначающий духовное просвещение, часто употребляется у пророков. Но Христос, называя Себя светом, хочет сказать этим не только то, что Он есть носитель божественной спасительной истины, но и то, что Он в силу Своего теснейшего единения с Отцом есть первоисточник всякого света в мире, что от Него идет не только истинное Боговедение, но и зависит вся духовная жизнь человека, который иначе, без Христа, ходил бы в темноте. Чтобы выйти из этой темноты, нужно веровать во Христа, идти за Ним».

И действительно, нет большего утешения для христианина, чем быть избавленным от вечного мрака, от власти тьмы, и самому стать светом в Господе.

И, так как воля Божия заключается в спасении всякого, кто доверится Сыну Божьему, Христос указывает: И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир (Ин. 12, 47). И под этими словами Христос подразумевает, что самое существенное в Его призвании как Мессии есть именно спасение мира, а не суд над ним.

Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, повествуют о свете Божием как о действии Бога в человеке, как о Божием даре, спасающем человека от вечной тьмы, как о Божией любви к своему творению. Сам Господь является Светом, пришедшим в мир для того, чтобы верующие в Него не оставались во тьме, но следовали той истине, которую Он открывает. Следовать этой истине – означает словом и делом свидетельствовать о том, что Христос есть истинный Бог, воплотившийся для спасения людей.

Помогай нам в этом Воскресший Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 
Нравится