27 мая.Евангелие от Иоанна. Глава 14, ст. 10–21.
10. Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.
11. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.
12. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду.
13. И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне.
14. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю.
15. Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.
16. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,
17. Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.
18. Не оставлю вас сиротами; приду к вам.
19. Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить.
20. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас.
21. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.
(Ин. 14, 10–21)
Продолжая беседу с апостолами и утешая их, остающихся в чуждом и враждебном мире, Господь возвещает: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду (Ин. 14, 12).
Таким образом, под этими словами Спаситель подразумевает, что ученики будут продолжать Его дело, и при этом Бог будет сопровождать их проповедь чудесами даже бо́льшими, чем те, которые сотворил Христос.
Евфимий Зигабен поясняет: «Это служит доказательством силы Того, Кто даровал такую силу, а не того, кто совершает чудеса. Кто именем Иисуса Христа творит еще большие чудеса, чем сотворил Иисус Христос, тот свидетельствует о силе Самого Иисуса Христа».
Конечно, чудеса апостолы будут совершать только тогда, когда будут обращаться с просьбой к Богу во имя Христово : если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю (Ин. 12, 13–14).
Этими словами Христос выражает сознание Своего теснейшего единства с Богом по существу.
Блаженный Феофилакт замечает, что Христос «…не сказал: о чем ни попросите, Я умолю Отца, и сделает, но: Я сделаю, показывая собственную Свою власть. Да прославится Отец в Сыне. Ибо когда Сын явится имеющим великую силу, тогда бывает слава и Тому, кто родил такого Сына. Смотри же, как вытекает слава Отцу. Именем Господа нашего Иисуса Христа совершались чудеса; по чудесам веровали проповеди апостолов; наконец, переходя к богопознанию, познавали Отца, и таким образом Он прославлялся в Сыне».
При условии, что ученики, любя Господа, будут соблюдать Его заповеди, Христос обещает умолить Отца дать ученикам Утешителя, Который пребудет с ними во веки, Духа Истины, благодаря Которому они будут иметь постоянное общение со Христом.
«Утешитель» – по-гречески Параклитос (παράκλητος). Первоначально это слово обозначало человека, призванного на помощь, защитника (но не в смысле обыкновенного адвоката, а в смысле друга, который идет упрашивать судью за своего друга, обвиненного в каком-либо преступлении). Но затем, особенно у евреев, к которым это слово перешло из греческого языка в форме «пераклет», оно стало обозначать утешителя, советника, указывающего человеку, находящемуся в затруднительном положении, как ему лучше выйти из этого положения.
Александр Павлович Лопухин пишет: «Доселе таким советником и другом учеников был Сам Христос, хотя Он в Евангелии и не называется Утешителем. Но теперь на место удаляющегося от апостолов Христа к ним придет другой Утешитель или советник, друг».
Условиями же этого богообщения, как уже и говорил Господь, являются любовь к Нему и соблюдение Его заповедей: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин. 14, 21).
Святитель Игнатий Брянчанинов отмечает: «Из этих слов Господа видно, что надо так изучить евангельские заповеди, чтоб они сделались достоянием, имуществом ума: тогда только возможно точное, постоянное исполнение их, такое исполнение, какого требует Господь. Является Господь исполнителю евангельских заповедей духовно, и видит Господа исполнитель заповедей духовным оком, умом, видит Господа в себе, в своих помыслах и ощущениях, осененных Святым Духом».
Нам же, дорогие братья и сестры, следует помнить, что знаком нашей любви ко Господу служит соблюдение Его заповедей, то есть их осуществление, исполнение на деле. Именно соблюдением заповедей, оставленных нам в Святом Евангелии, проявляется наша любовь ко Христу, готовность принять Царствие Небесное и войти в Него.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)